Энергетический кризис вызовет не только рост цен на нефть, газ и другие энергоносители, но и на продовольствие. В результате получится «кризис в квадрате». Это предупреждение сделал известный специалист по глобальным проблемам, в прошлом сотрудник аналитического управления минсельхоза США, а ныне - руководитель вашингтонского «Института политики Земли» Лестер Браун.
Оснований для опасений у Л. Брауна более чем предостаточно. Вспомним послание президента Буша о положении страны, с которым американский президент выступил совсем недавно. Второй год подряд Буш предлагает снизить зависимость американской экономики от импорта нефти. И второй год подряд призывает сделать это за счет получения этанола, разновидности спирта.
Звучит неплохо, но, как указывают многие специалисты, не совсем реально. Заменить нефть этанолом невозможно. Его просто не хватит. Использовать биомассу «вообще» для производства этанола можно, но лучше иметь для этого «нужное» сырье, иначе стоимость этанола возрастет. Бразилия уже много лет получает этанол из сахарного тростника, которого в этой теплой стране в избытке, и растет он там в болотистой местности сам по себе. Севернее дела обстоят хуже. Самым выгодным на сегодняшний день в условиях США является получение этанола из кукурузы. Что может получиться в результате перехода сельского хозяйства на удовлетворения нужд энергетики, в общих чертах представить легко. Нефть заменить все равно не удастся хотя бы с точки зрения количества, а вызвать рост цен продовольственных культур - это пожалуйста.
В США инвестиции в строительство заводов по производству этанола начали резко расти с конца 2005 года, когда нефть поднялась в цене. Но, отмечает Л. Браун, точная информация появляется с запозданием. Из-за недостатка информации о количестве сооружаемых предприятий невозможно иметь четкое представление и о количестве зерна, которое потребуется для получения этанола. Фермеры, переработчики, пищевики - все принимают решения, основываясь на неполной информации.
Сколько понадобится зерна? - задается вопросом Л. Браун, и приводит такие расчеты. По оценке минсельхоза США, на эти цели потребуется в общей сложности всего 60 млн кукурузы урожая 2008 года. Но в Институте считают, что реально потребуется практически в 2 раза больше - 139 млн т. Если эти оценки Института окажутся правильными, следует ожидать появления серьезной конкуренция за зерно между потребителями. Остается ответить на несколько вопросов: насколько возрастут цены, когда наступит кризис и как все это отразится на ситуации в мире.
Отчасти прогноз минсельхоза оправдан тем, что он сделан до того, как стало ясно, в какой степени цены на нефть отражаются на аппетитах производителей этанола. Кроме того, минсельхоз полагается на данные Ассоциации по разработке альтернативных видов топлива, где информация появляется с запозданием.
Институт опросил 4 ведущие фирмы Америки, занимающиеся отслеживанием информации о заводах по получению этанола. Сравнив полученные ответы, в Институте пришли к выводу, что информация везде далеко не полная. Например, по одному из отчетов получается, что строится 62 новых завода, по данным Института - что их число достигает 79.
Согласно информации «Института политики Земли», на 31 декабря 2006 года было 116 действующих заводов по производству этанола. Заводам требовалось 53 млн т зерна в год. Строятся еще 79 заводов, и им потребуется еще 51 млн т. Расширение 11 действующих предприятий увеличит спрос еще на 8 млн т (из расчета 1 т кукурузы=110 галлонам этанола).
В конце 2006 года рассматривались планы строительства еще 200 заводов. Если в I полугодии 2007 года строительство будет идти такими же темпами, как в 2006, то к сентябрю 2008 года потребуется еще 27 млн т зерна, чтобы получить 3 млрд галлонов этанола.
Вот и получается, что спрос составит 139 млн т, а это практически половина урожая, согласно прогнозам минсельхоза, разъясняет Л. Браун. В итоге будет выработано 15 млрд галлонов, что может удовлетворить 6% спроса на автомобильное топливо. Такой резкий переход на использование кукурузы для получения топлива отразится на мировых ценах, в том числе на ценах на рис и пшеницу.
40% мирового производства кукурузы приходится на США. Америка обеспечивает до 70% мирового экспорта этой культуры. Это 55 млн т, или почти четверть всего мирового зернового экспорта.
Напряженная ситуация на рынке кукурузы может вызвать рост цен на продовольствие, в том числе на зерно, молоко, сыры, яйцо, птицу, свинину говядину. В перспективе это может вызвать сильное недовольство потребителей в отношении производителей этанола.
Сторонники перевода зерна на получение автомобильного топлива утверждают, что до 30% использованного зерна после просушки можно в ограниченных пределах пустить на корм коровам, свиньям и птицы. Говорят также, что дополнительные площади кукурузы могут быть обеспечены за счет сокращения площадей сои, а также за счет роста урожайности. Площади действительно можно увеличить, соглашается Браун, но еще не было примера, когда удалось бы за столь короткий срок так резко увеличить производство кукурузы. Самое неприятное в том, что сейчас запасы зерна самые низкие за последние 34 года, а в мире спрос на зерно не покрывается производством в течение 6 из последних 7 лет.
Можно поспорить и относительно экономичности использования зерна не для получения продовольствия, а для выработки топлива. Чтобы один раз заполнить бак автомобиля этанолом, требуется столько зерна, что его могло бы хватить на пропитание одного человека в течение года. Даже если все производимое в США зерно пустить на этанол, это помогло бы удовлетворить 16% спроса на автомобильное топливо. Вот и получается, что на одной чаше весов - 800 млн автомобилистов, которым нужна мобильность, на другой - 2 млрд человек голодающих.
Не исключено, что нехватка продовольствия может вызвать бунты и восстания в городах стран «третьего мира». Тогда повсюду начнется экономический спад.
Сейчас в США на этанол приходится 2% всего автомобильного топлива. Если бы эффективность использования автомобильного топлива удалось повысить на 20%, то тогда можно было бы в пересчете достаточно легко несколько раз перекрыть этот самый двухпроцентный показатель при меньших расходах.
Видимо, нужно идти по пути создания так называемых гибридных автомобилей, а зерно использовать по прямому назначению. Это и выгоднее, и целесообразнее, уверен американский ученый.
Иван Семенов «Крестьянские ведомости»