Перерабатывающий холдинг «Хороший вкус» и четыре колхоза из
Байкаловского района Свердловской области учредили агрофирму «Восточная».
Предприятие войдет в структуру новой организации, которая будет производить
комбикорм из собственного зерна для нужд Горноуральского свинокомплекса,
принадлежащего «Хорошему вкусу», а к
Компанию, управляющую новым проектом, возглавил СЕРГЕЙ ЛАЦКОВ, работавший прежде замминистра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. По его мнению, российским производителям пора выходить на мировой рынок биотоплива — производство этанола из органического сырья в развитых странах не поспевает за его потреблением. Каждый третий американец заправляет свой автомобиль смесью Е10 (90% бензина + 10% этанола), а продвинутые водители пересели на машины, двигатель которых работает на топливе Е85 (15% бензина + 85% этанола). Глядя на мировых лидеров по потреблению этанола — Бразилию и США, развивать производство биотоплива взялась и Европа, где в отличие от России свободных земель почти не осталось.
Как появился замысел открыть производство биоэтанола из зерна, выращенного в Свердловской области?
— Вначале была локальная задача — обеспечить Горноуральский свинокомплекс комбикормом. А производство биотоплива подразумевает комплексную переработку зерна, при которой получается комбикорм (сухая барда), этанол и клейковина, используемая для изготовления хлеба. Идея лежала на поверхности. Когда я еще работал в Минсельхозе, в Екатеринбург приезжали бизнесмены из Омска, уже построившие этанольный завод (почему-то в Казахстане). Их интересовало, можно ли сделать то же самое в Свердловской области. И мы разбирались, насколько такой вариант реалистичен. А полтора года назад к Сергею Емельянову (генеральный директор комбината «Хороший вкус». — Прим. ред.) обратились предприниматели, тоже искавшие площадку под аналогичный завод. Поначалу я решил, что люди неадекватно оценивают ситуацию: в Свердловской области не найти нужного количества зерна. А потом мы стали анализировать происходящее. Зерна нет не потому, что его нельзя вырастить. Просто на его производство нет денег. А если найти инвестиции и выстроить эффективную технологическую цепочку, все получится. Неиспользуемой земли в области много — по разным оценкам, от 150 до 180 тыс. га. Еще больше земель, которые используются неэффективно. Развернуться есть где.
Для чего «Хорошему вкусу» собственное производство комбикормов, если их можно покупать на стороне?
— Речь идет об эффективности бизнеса. Привесы на
Горноуральском свинокомплексе должны быть на уровне 600-
Почему вы выбрали Байкалово?
— Коллеги из Минсельхоза посоветовали обратить внимание на Байкаловский район. Он граничит с Ирбитом. Но Ирбитский район у нас, можно сказать, областная житница — там урожаи высокие, а Байкалово — депрессивная территория. Хотя почва там хорошая — черноземы, но инвестора, способного, поднять этот богом забытый район, пока не нашлось. Мы выбрали четыре хозяйства. Общая площадь пашни — 22,4 тыс. га. С учетом севооборота 15 тыс. га пойдет под зерновые. При средней урожайности 25-30 ц/га мы получим необходимые 40-45 тыс. т зерна. Задача номер один — освоить технологию и добиться высокой урожайности, чтобы использовать наработанный опыт на большей территории (благо земли в Байкалово достаточно). Для производства этанола нам понадобится 80-100 тыс. га земли, чтобы выращивать 200-250 тыс. т зерна в год.
Где вы будете перерабатывать зерно, пока этанольный завод еще не построили?
— Мы купили Ирбитское хлебоприемное предприятие. Помимо силосов, в которых зерно сушится, там есть собственное комбикормовое производство. Пока оно недостаточно технологично и требует модернизации, но это — вопрос времени. Главное — есть база. Недели через три этот комбикормовый завод начнет работать — пока на покупном зерне.
Почему вы считаете, что сможете вырастить необходимое количество зерна, если у колхозников это не получается?
— Из-за нехватки денег крестьяне в России используют
упрощенные технологии. В идеале необходимо вспахать землю, внести удобрение,
пробороновать, посеять, уничтожить сорняки, скосить, обмолотить и просушить.
Если один или два этапа пропустить, результат будет скромный. А в Свердловской
области (и кстати, по всей России) удобрений сегодня вносится в лучшем случае
30% от нормы. С химической прополкой вообще (извините за выражение) полная
задница. В результате мы получаем 40% потенциального урожая. И климатические
условия тут ни при чем. В Свердловской области урожайность 18 ц/га, а в
скандинавских странах (где тоже не жарко) — 60 ц/га. Они соблюдают
технологию, а мы нет. Для сравнения: ирбитский колхоз «Россия» уже несколько
лет работает с консультантами из Германии. В порядке эксперимента немцы
попросили поле в
Для Урала это прецедент?
— Безусловно.
Вы тоже будете работать с немцами?
— Уже работаем. Это специалисты из компании IAK Agrar Consulting GMBH. Сейчас они берут пробы почв, чтобы у себя в Германии сделать химический анализ и подготовить для нас конкретную технологию — что надо делать, в какой период времени и с помощью какой техники. При этом они уверяют, что базовая урожайность для Байкалово должна быть не меньше 60 ц/га. И я склонен им верить.
Сколько вам понадобится денег на все, включая выращивание первого урожая, производство комбикормов, дальнейшее расширение посевов и выпуск этанола?
— Давайте посчитаем. Создание агрофирмы потребует 450 млн руб. Это первый этап. С учетом освоения 80-100 тыс. га эта цифра увеличится примерно до 4 млрд руб. Сам по себе этанольный завод стоит 100 млн евро. Еще 150 млн евро понадобится на проектирование и строительство, около 50 млн евро — на инфраструктуру (энергетика, железнодорожный транспорт, пар, газ и пр.). Вот цифры, которые сегодня вытанцовываются. Конечно, это будут кредитные ресурсы. Мы ведем переговоры с банками об участии в этом бизнесе.
Какой будет себестоимость этанола и как быстро вы планируете окупить затраты?
— Ежегодно завод будет производить 100 тыс. т этанола, 100 тыс. т сухих кормов, 20 тыс. т сухой клейковины и 60 тыс. т углекислого газа (СО2 будем предлагать хозяйствам, которые выращивают овощи по голландской технологии). По расчетам, себестоимость этанола получится около 300 евро/т при цене на бирже в Роттердаме — 570 евро. Окупаемость проекта — около 4,5 лет.
Вы рассчитываете на помощь со стороны государства?
— Со стороны власти мы надеемся на поддержку проекта, в том числе финансовую. Бюджет сегодня может субсидировать сельхозпроизводителю кредитную ставку Центробанка — 10,75%. Ставки коммерческих банков выше — 14-15%. То есть 5% будем платить из своего кармана. Кроме того, бюджет выделяет деньги на компенсацию части затрат на приобретение ГСМ, на сортообновление зерна, на приобретение новых семян. Эти ресурсы заложены в бюджете, и мы, как товаропроизводитель Свердловской области, на них рассчитываем. Дополнительных преференций не ждем — это было бы наивно.
В какие сроки вы планируете уложиться?
— Через два месяца мы получим заключение немцев — какие
действия необходимы, чтобы на будущий год получить урожай. Часть земель
обрабатывается и сегодня, нужна только подкормка. А часть земель заброшена.
Чтобы искоренить сорняки, придется делать тотальную обработку гербицидами.
Осенью мы должны купить почвообрабатывающую технику, провести вспашку. Весной
Если с производством этанола ничего не выйдет?
— Цены на зерно растут, причем существенно — продажная цена на 60-80% выше себестоимости. Аналитики считают этот тренд устойчивым. Если они не ошибаются, мы в накладе не останемся. Производство мяса в области худо-бедно увеличивается на 6-8% в год. Растет и поголовье птицы. Живность нужно кормить. Так что по поводу сбыта зерна я не переживаю.
Источник: Деловой квартал