По мнению эксперта-аналитика аграрных рынков Виталия Шамаева, в свете последних публикаций, у участников рынка может сложиться впечатление, что рост цен на зерновые в связи с развитием биотопливной промышленности ни чем не ограничен. И дальнейшее развитие производства биотоплива опасно, потому как лишит население планеты продовольствия.
Согласно теории рынка - потребитель сам решает, за что ему платить - за булку хлеба или галлон бензина. В любом случае, продовольствие обладает самой большей потенциальной ценностью, по сравнению с любыми другими товарами, и его будет востребовано ровно столько, сколько захочет потребитель, а уже после удовлетворения этой потребности встанет вопрос о бензине. Но и у бензина есть свой «потолок» цен. Следовательно, рост котировок на кукурузу не безграничен. Восходящая тенденция цен на зерно неизбежно столкнется с уровнем сопротивления цен, который будет формировать энергетический рынок.
И если зерновой рынок растет, то энергетический падет ему навстречу. Конечно, сегодня этому падению способствует аномально теплая погода. Общий энергетический индекс от «Бюро товарных рынков» CRB ENERGY SUB-Index падает с середины ноября. Нефть с августа подешевела с $80 до $50,70/bar.
Котировки биоэтанола также находятся в падении с начала года. Резкое увеличение его производства в США, в связи с вводом новых мощностей переработки, способствуют медвежьему тренду.
Доля биотоплива в энергоносителях сегодня крайне мала, и поэтому на фоне существенного падения цен на нефть, не стоит говорить о финансовой катастрофе для потребителей. Мировое сообщество хорошо экономит на энергоносителях и только часть от сэкономленного перераспределяет на продукты питания. Достаточные запасы невозобновляемых энергоресурсов планеты и плановое использование возобновляемых - вполне достаточные условия гармоничного и подконтрольного развития рынков энергоресурсов и продовольствия.
Задача биотопливной промышленности - сформировать необходимый уровень поддержи цен на зерновые и масличные, для достаточного финансирования и развития аграрного производства. Именно сегодняшний высокий уровень цен на кукурузу дает фермерам основание для перераспределения посевных площадей под урожай 2007 года. Потребители масличных, видя, что кукуруза может отвоевать часть площадей у пшеницы, сои, подсолнечника, вынуждены так же увеличивать цены, делая производство данных культур привлекательным. Но поскольку возможности ценовой поддержки у биотопливной промышленности ограничены, она не сможет выводить цены на слишком высокий и опасный уровень.
Анализируя исторический тренд на кукурузу за 50 лет от CRB («Бюро товарных рынков»), сегодняшние цены в районе $4,00/bu нельзя назвать критическими. К этому уровню цен котировки приближались и ранее, а в 1996 году цены были выше $5,00/bu.
В неурожайные годы никто не сомневается, что административные меры заставят перераспределить потоки зерна в продовольственный комплекс. Но с другой стороны, в урожайные годы, без развития спроса на зерно не возможно направить в отрасль инвестиции, которые смогут обеспечить в будущем продовольственную безопасность и более стабильное производство.
Существенную долю в цене зерна и маслосемян составляют транспортные расходы по доставке из других регионов. Создание локальных перерабатывающих производств позволит уменьшить для них стоимость сырья и увеличит доходы сельхозпроизводителей.
Касательно России этот вопрос очень актуален. Отдаленность регионов от ЮФО лишает их экспортного потенциала и диктует развитие там биотопливного производства.
Агентство АгроФакт