куда потянулись многие мясопереработчики. К примеру, компания «Продо»,
подконтрольная Роману Абрамовичу, в конце 2007 года решила распродавать мясные
и молочные активы и скупать птицеводческие — на это уже потрачено более 30 млн
долл. По мнению участников рынка, без вмешательства со стороны государства в
мясоперерабатывающей отрасли скоро наступит острый кризис.
Птицеводство становится приоритетным направлением для многих игроков рынка
мясной продукции. По тому же пути, что и «Продо», ранее пошла группа
«Черкизово», в августе 2007 года объявившая о покупке компании «Куриное
царство» за 140 млн долл. По данным участников рынка, значительные средства в
производство курятины готова вложить и группа компаний «Агрика». В частности,
она потратит 13,6 млн евро на модернизацию птицеводческого предприятия в
Чувашии.
«Птицеводство — самая быстроокупаемая отрасль животноводства», — поясняет
интерес производителей к данному сегменту рынка исполнительный директор
Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Если вложения в создание
птицеводческого предприятия окупаются за год-два, ждать возврата инвестиций,
например, в свинофермы приходится более пяти лет, добавил он. По его словам,
кризис в мясопереработке возник из-за того, что большинство
предприятий-производителей в данный момент — частные фермерские хозяйства,
которые не могут обеспечить переработчикам одинаковое и нужное качество
продукции. «Сейчас в зависимости от эффективности предприятия рентабельность
хозяйства может доходить до 10%, а может до минус 20%», — считает г-н Юшин.
Предприятия, работающие в убыток, избавляются от поголовья, забивая животных,
из-за чего сокращается прирост. По данным Росстата, прирост поголовья свиней в
2007 году упал по сравнению с предыдущим годом с 17,4 до 5%. «В 2006 году все
ринулись заниматься свининой, потому что зарабатывали по 1 долл. за килограмм.
Сейчас себестоимость разведения значительно увеличилась: подорожали корма,
подорожало строительство, а цены на конечную продукцию остались на том же
уровне», — отмечает г-н Юшин.
По словам участников рынка, рентабельность предприятий — переработчиков мяса не
превышает сейчас 1%. «Пока выхода из мясопереработки никто не декларировал, но
если не будут приняты какие-то меры, это может стать неизбежным», — считает
генеральный директор компании «Велком» Раиса Демина. Справляться с кризисом в
отрасли некоторые компании начали сами. «Вынужденная мера, на которую идут
многие производители, — создание вертикально интегрированных холдингов. На мой
взгляд, это не самая удачная мера — производитель колбасы должен
специализироваться на колбасе», — считает г-н Юшин.
Однако президент компании «Мираторг» Виктор Линник утверждает, что в его
компании именно благодаря многопрофильности удается снизить потери: «В
свиноводстве у нас прибыль упала в три раза, но мы все равно увеличили
производственные показатели и сократили убытки за счет роста цен на зерно —
продавали часть зерна, не пошедшего на корма». По словам г-на Линника,
восстановить порядок в отрасли могли бы государственные субсидии для успешных
предприятий (более 1 тыс. свиноматок), которые могли бы составить 8—10 руб. за
килограмм.
Кризис в мясоперерабатывающей отрасли заставляет
производителей мясной продукции искать новые возможности для получения прибыли.
Наиболее привлекательным с точки зрения рентабельности является птицеводство,
- Категория: Последние новости