Первый месяц 2008 года прошел под знаком борьбы с ростом инфляции. Сначала Росстат опубликовал шокирующие данные за 2007 год, когда вместо прогнозируемых 8%

      потребительские цены вплотную подошли к 12% [11,9%]. Затем появились неутешительные данные за январь 2008 года?—  2,3–2,4%, при том что Министерство экономического развития и торговли [МЭРТ] ожидало 1,7%. После этого не заставили себя ждать решительные антиинфляционные меры.
      Сначала 28 января стало известно об очередной заморозке цен на социально значимые продовольственные товары. Затем 1 февраля Центральный Банк РФ объявил о повышении ставки рефинансирования и других мерах, ужесточающих денежную политику. Однако ни от первого, ни от второго должного эффекта не ждут ни эксперты, ни сами чиновники. В своем докладе, представленном Правительству РФ
      31 января, замминистра Мин-экономразвития Андрей Белоусов отметил, что, в частности, заморозка цен лишь временная мера и через 3 месяца должны быть задействованы другие регуляторы.
      В перспективе интересны именно другие регуляторы. Основная логика Минэкономразвития сводится к тому, что в ближайшие год-два в России должно увеличиться предложение товаров и услуг, это и является основным методом борьбы с растущей инфляцией.
      Итак, обратимся к продовольственным товарам. По прогнозам МЭРТа в 2008 году ожидается, что на хлеб цены увеличатся на 11–12%, на подсолнечное масло?— на 20%, на молочную продукцию?— на 20–25%, на яйца?— 15–20%. При этом тарифно-таможенные методы регулирования уже были исчерпаны в 2007 году. С 15 до 5% были снижены ввозные пошлины на молоко и растительное масло, а также были введены запретительные экспортные пошлины на пшеницу. В этом случае остается единственное средство, как бы это банально не звучало,?— поддержка отечественного производителя. В 2006–2007 годах
      начался бурный рост инвестирования в аграрный сектор. По оценкам МЭРТа ежегодно он увеличивается в 1,5 раза. В этом и решение проблемы. Через некоторое время правительство ожидает, что инвестиции начнут отдачу в виде увеличенного товарного предложения.
      Пока не исключается и такая мера, как госрегулирование цен на продовольствие. В дальнейшем вообще планируется, что механизм так называемой заморозки появится в законе о торговле. В МЭРТе заявляют, что эта мера будет использоваться только в случае резкого скачка цен на социально значимые товары. Кстати, нечто подобное существует во многих странах Европы. Также новый закон о торговле предусматривает четко обозначенные взаимоотношения производителей и торговых сетей, механизм формирования торговых наценок. Так что правительство на закон о торговле возлагает большие надежды.
      В зоне повышенного инфляционного риска находятся и так называемые затратообразующие товары?— нефтепродукты, цемент и минеральные удобрения. Самой тяжелой группой являются минеральные удобрения. За последний год цены на них выросли на 60%, и в конце прошлого года началась новая волна подъема. При этом 80% минудобрений идет на экспорт, что не может не влиять на внутренние цены. Они, в свою очередь, чувствительно сказываются на сельхозпроизводителях. По мнению чиновников МЭРТа, существует эффективный выход из создавшейся ситуации?— субсидирование сельхозпроизводителей в части минеральных удобрений. Помимо этого извлечь выгоду может и бюджет, если ввести экспортные пошлины. В этом случае производителям минеральных удобрений придется поделиться частью конъюнктурного дохода от роста мировых цен.
      Не менее сложно положение с ценами на нефтепродукты. Дело в том, что в прошлом году розничные цены на бензин выросли почти на 10%, а рост оптовых цен был 30–35%. Таким образом, есть все основания предполагать, что в
      2008 году розница будет догонять опт. Но в МЭРТе твердо уверены, что рост на эту группу товаров все же уложится в 10%. Причина такого оптимизма чиновников?— запуск биржи нефтепродуктов. С одной стороны, на биржу должны выйти крупнейшие нефтяные компании, с другой?— госструктуры и компании с госучастием, которые закупают горюче-смазочные материалы [например, РЖД, “Аэрофлот” и т. д.], сельхозпредприятия, ЖКХ. На сегодняшний день уже отобрана биржевая площадка, есть комитет, определяющий правила проведения аукционных и биржевых торгов. Аукционные торги планируется проводить в феврале, а биржевые?— в апреле. К лету, как заверяют в МЭРТе, должен сформироваться ценовой индикатор нефтепродуктов, который даст ориентиры и бизнесу, и госорганам о движении справедливой цены на нефтепродукты.
      И, наконец, еще один “трудный” товар?— цемент. Рынок цемента сильно монополизирован?— 40% [а в европейской части страны все 70%] занимает компания “Евроцемент”. И даже тот факт, что существует биржевая торговля цементом, остается малозначимым для формирования справедливых цен на цемент. Дело в том, что это спотовая биржа. Такая система отсекает производителей не случайно, 90% продаж на бирже осуществляет все тот же “Евроцемент”, то есть мы имеем рынок одного продавца. Переход к фьючерсной торговле с возможностями хеджирования поможет устранить перекосы, усилит конкуренцию, что будет работать против роста цен. Плюс к тому, что рынок монополизирован, существуют и объективные причины роста цен?— рост промышленного и жилищного строительства привел к нехватке производственных мощностей по выпуску цемента. За последние 2 года инвестиции в отрасль возросли примерно в 5 раз и достигли 6 млрд рублей. Для того чтобы обеспечить окупаемость инвестиционных проектов в течение 10–12 лет, стоимость цемента должна составлять примерно 120–140 долл. за 1 тонну. Ввод первых новых мощностей ожидается к 2009–2010 годам. Однако торможение цен на цемент может начаться и раньше, если заработает уже указанный выше биржевой механизм.
      Таков на сегодняшний день достаточно своеобразный антиинфляционный план МЭРТа, суть которого можно выразить одним словом: “Подождем!”. Подождем, пока окупятся инвестиции, пока появится новый закон, пока отечественный производитель встанет на ноги. А на время ожидания затянем потуже пояса производителей и продавцов продуктов, изымем ликвидность у банков. Долго ли мы так продержимся?— неизвестно. Главное — до марта дотянуть.
Ставропольский бизнес