Срок моратория на увеличение отпускных и розничных цен на социально значимые товары, принятого крупнейшими производителями и торговыми сетями, истекает 31 января.

Соглашение было подписано 24 октября 2007 г. и обязывало производителей зафиксировать отпускные цены по состоянию на 15 октября, а ритейлеров — установить наценку не более чем в 10% на шесть групп товаров: пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1% жирности, подсолнечное масло и яйца.

Вчера на совещании у министра сельского хозяйства Алексея Гордеева было решено продлить мораторий еще на три месяца. Минсельхоз лишь площадка для совещания, заверили в пресс-службе.

Состав и число социально значимых товаров не изменится, сообщил один из участников совещания, может быть немного сокращена номенклатура растительного масла. А вот цены повысятся на все шесть товаров, обещает источник. Насколько — производители только будут обсуждать. Другой участник встречи полагает, что наценка сетей не изменится, повысятся на несколько процентов цены поставщиков.

Издержки растут: в декабре пиковая цена литра сырого масла составляла 35 руб., сейчас — 42,5 руб., говорит гендиректор управляющей компании «Солнечные продукты» Сергей Иванов. По данным Института экономики переходного периода, в январе 46% опрошенных предприятий заявили о повышении цен на продукцию в ближайшие 2-3 месяца, еще в октябре об этом говорили всего 20%.

В рознице товары «замороженной» группы продолжали дорожать: по данным Росстата, за ноябрь — декабрь подсолнечное масло выросло в цене на 3%, молоко — на 6,2%, хлеб — на 1%.

«Деваться некуда, будем терпеть дальнейшие убытки», — вздыхает директор по корпоративным вопросам Bunge (производитель масла «Олейна» и Ideal) Кирилл Болматов.

К убыткам добавится дефицит, обещает Евгений Надоршин из «Траста». Если сейчас не поднять цену на бутилированное растительное масло, его начнут скупать производители майонеза, «через две недели масла в стране не будет», подтверждает менеджер одной из компаний, производящих растительное масло.

Производители хотели бы получить в ответ на свою покладистость преференции, в частности фиксацию энерготарифов, но пока вопрос «об уступках не стоит», говорит участник совещания.

Тогда рост цен после разморозки может быть еще сильнее, чем был бы без нее, полагает Надоршин: участники соглашения покажут, от какой напасти полгода берегли страну.

Летом давление на индекс цен снижается за счет дешевеющей плодоовощной продукции, она может поглотить взрыв, считает Наталия Орлова из Альфа-банка, осенью цены могут снова заморозить. Однако когда тренд роста цен устойчив, заморозка кардинально ситуацию не изменит — «это не мера экономической политики, это инструмент управления цифрой инфляции», говорит Орлова.

В 2008 г. рост цен на продовольствие может быть сопоставим c ростом в 2007 г. (+15,6%), заключают Орлова и Надоршин.

 

Ведомости