Винные
заводы края занялись агротуризмом. Девять из 60 производителей вина на Кубани
проводят на своей территории экскурсии и дегустации, совмещая маркетинг с
получением дополнительной прибыли, сообщает "Деловая Газета. Юг".
По данным комитета по курортам
и туризму Краснодарского края, экскурсии принимают в Темрюкском районе ОАО
"Агропромышленная фирма "Фанагория", ОАО
"Запорожское", ООО "Кубань–Вино", коньячный завод
"Темрюк", в Анапе — ГУП винзавод "Приморский" и СПК им.
Ленина, в Новороссийске — ЗАО "Агрофирма "Мысхако" и ЗАО
"Абрау–Дюрсо", в Геленджике — АПК "Геленджик", в Крымском
районе — ОАО "Аврора" (Chateau le Grand Vostock).
"Открылись два частных дегустационных
зала в станице Голубицкой, где пробуют вина разных производителей", —
рассказывает Елена Фурсова, генеральный директор комитета по курортам и туризму
края.
По данным департамента
комплексного развития курортов и туризма Кубани, в 2007 году на экскурсиях на
винных заводах побывало 128,5 тыс. человек. Из них 65 тыс. — на новороссийских предприятиях,
по 30 тыс. человек приняли заводы Анапы и Темрюкского района. Оборот этого
рынка составил около 35 млн руб., но его потенциал в 3–5 раз больше.
"Интерес к винзаводам объясняется развитием экскурсионной деятельности и
агротуризма в крае", — считает Елена Фурсова.
Экскурсия на винный завод,
как правило, включает посещение виноградников и предприятия с рассказом о
технологии выращивания винограда и производства вина. Она заканчивается
дегустацией, которая проводится в специально оснащенном зале. Гостям предлагают
шесть сортов вина — от сухого до сладкого, и учат правильно распознать аромат и
букет напитка. В конце экскурсии — посещение магазина при заводе.
"Мы заключаем договоры с
турфирмами, и они привозят к нам группы по 20–40 человек. По пути гид
рассказывает им о виноделии на Кубани, а затем экскурсия продолжается на наших
виноградниках и заводе", — рассказывает заведующая дегустационным залом
Chateau le Grand Vostock Светлана Короткова. За летний сезон завод посетило 2,5
тыс. человек.
"Если винзавод расположен
вдали от достопримечательностей, сложнее привлечь турфирму и туристов:
дегустация, как правило, — это часть экскурсионной программы, — считает
начальник отдела PR и маркетинга ОАО АПФ "Фанагория" Владимир Пукиш.
— Приехав на "Фанагорию", посещают Таманский музейный комплекс или
грязевое озеро в поселке "За Родину".
Предприятия организуют на своей
территории музеи. К примеру, в одном из хранилищ "Мысхако" в 1943
году размещалась штаб–квартира Леонида Брежнева, который в то время был начальником
политотдела 18–й десантной армии. Теперь здесь оборудован музей, по соседству с
которым выдерживают игристые вина. На заводе "Абрау–Дюрсо"
дегустационные залы расположены в винных погребах, построенных в конце 19 в. по
чертежам князя Голицына.
В ОАО "Фанагория"
планируют реконструировать подземный подвал площадью около 3 тыс. м2.
"Там собираемся открыть музей вина, дегустационный зал, а также
расположить производство шампанских вин традиционным методом", —
рассказывает Владимир Пукиш. Сейчас на "Фанагории" работает
керамический цех, где изготавливают копии древнегреческих амфор для десертных
вин и бальзама.
Предприятия постепенно переходят от
экскурсий к организации винных туров. К примеру, на винзаводе
"Мысхако" к следующему летнему сезону планируют открыть
агротуристический комплекс, в который войдут гостиница, рестораны,
дегустационный зал.
"Член клуба любителей вина
сможет поучаствовать в создании напитка, — рассказывает начальник отдела сбыта
и снабжения ЗАО "Агрофирма "Мысхако" Елена Антошевская. — Мы
выделим ему небольшой участок виноградника в аренду, за которым он будет
ухаживать с помощью наших специалистов. Из собранного с этого участка винограда
произведем вино, разольем его по именным бутылкам и поместим в ячейки".
ОАО "Аврора" (Chateau le Grand
Vostock) строит вторую очередь завода, которая предусматривает
гостиницу, дегустационный зал, кафе прямо на территории предприятия. Сейчас в
Chateau le Grand Vostock работает гостиница на 42 места, есть теннисный корт,
спортзал, конюшня с шестью лошадьми. По словам Светланы Коротковой, предприятие
организует двух– и трехдневные туры, которые включают кроме дегустации и
экскурсий конные прогулки, рыбалку, пикник у озера.
Экскурсии и дегустации для
предприятий — хорошая реклама и способ увеличить продажи. "Редкий турист
после дегустации уходит из магазина без покупки", — говорит Светлана
Короткова. "Для нас это скорее имиджевый проект в отличие от некоторых
других винзаводов, на которых есть отдельные экскурсионно–туристические отделы
с большим штатом сотрудников", — говорит Владимир Пукиш из
"Фанагории". "В нашем случае туры объединяют в себе и рекламную
и коммерческую сторону", — считает начальник экскурсионного отдела
"Абрау–Дюрсо" Людмила Боярских.
"При хорошей организации
винные туры способны не только привлекать внимание к винам предприятия, но и
приносить прибыль, — считает Елена Фурсова. — В Италии, где развит винный
туризм, один из заводов закрыл производство и превратился в декорацию для
винных туров. Это оказалось для них выгоднее".