МЭРТ внес на утверждение в правительство РФ проект постановления "Об
утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для
внутреннего рынка Российской Федерации", в отношении которых могут быть
установлены временные ограничения или запреты экспорта.
В список включены - молоко и сливки, несгущенные и без добавления
сахара или других подслащивающих веществ, молоко и сливки, сгущенные
или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ, пшеница и
меслин, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная или пшенично-ржаная,
мука ржаная, соевые бобы, дробленые или недробленые, семена рапса, или
кользы, дробленые или недробленые, семена подсолнечника, дробленые или
недробленые, масло соевое и его фракции, нерафинированные или
рафинированные, но без изменения химического состава, масло
подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, нерафинированные
или рафинированные, но без изменения химического состава, масло
рапсовое /из рапса, или кользы/ или горчичное и их фракции,
нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического
состава.
Как пояснили в МЭРТ, в соответствии со статьей 21 Федерального закона
от 8 декабря 2003 г 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" правительство РФ в исключительных случаях
может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта
продовольственных либо иных товаров для предотвращения либо уменьшения
критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации
продовольственных или иных товаров, которые являются существенно
важными для внутреннего рынка Российской Федерации.
До настоящего времени такой перечень не был определен и правовые
основания для возможного применения Российской Федерацией указанных мер
нетарифного регулирования для урегулирования ситуации на внутреннем
рынке отсутствовали. В этой ситуации установление временного
ограничения или запрета экспорта товаров по предлагаемому перечню
товаров является более эффективной мерой в части оперативности принятия
решения по защите внутреннего рынка Российской Федерации, чем введение
запретительного уровня ставки вывозной таможенной пошлины.
Комментарий «СовЭкон». Фраза «установление временного ограничения или
запрета экспорта товаров по предлагаемому перечню товаров является
более эффективной мерой в части оперативности принятия решения по
защите внутреннего рынка Российской Федерации, чем введение
запретительного уровня ставки вывозной таможенной пошлины» - ключевая.
Прежде всего, это может подразумевать, что запрет на вывоз того или
иного товара может вступить в действие значительно раньше, чем в случае
принятия решения об изменении вывозной таможенной пошлины, которая
вступает в силу через месяц после официального опубликования новых
ставок. Иными словами, правительство получает в свое распоряжение более
действенный рычаг, который может быть применен в зависимости от
складывающейся ситуации практически сразу без особых задержек.
Что это значит для экспортеров?
1. Усиление неопределенности и нервозности по поводу возможных сроков
применения таких мер. Месячной отсрочки не будет. Риски «длинной
позиции» резко возрастают. Необходимость объективных прогнозов развития
рынков – не роскошь, а условия ведения бизнеса.
2. Возможность для экспортеров обоснования форс-мажорных обстоятельств
в случае неисполнения контрактных обязательств при введении запрета
экспорта.
ПРАЙМ-ТАСС