С проблемой защиты внутреннего зернового рынка от резкого роста цен, возникающей при чрезмерном экспорте, который подрывает внутренний баланс спроса-предложения, сталкиваются многие экспортеры. Аргентина в их числе.

В стране, как и в подавляющем большинстве других экспортирующих стран, мониторинг экспорта осуществляется через выдачу лицензий. В завершающемся сезоне (декабрь 2006 – ноябрь 2007) правительство Аргентины прекратило выдачу лицензий уже в марте в связи с угрозой возникновения дефицита на внутреннем рынке из–за чрезмерной активности экспортеров. Всего было выдано лицензий на экспорт 8,82 млн.т пшеницы в 2006/07 против 8,03 млн.т в предыдущем сезоне.

Административные меры сочетаются с поддержкой внутренних потребителей зерна. Чтобы не допустить резкого роста издержек мукомолов и производителей кормов, что по цепочке приведет к росту потребительских цен, правительство объявило о выделении им субсидий. К настоящему времени на эти цели выделено 400 млн. песо или $127 млн. Для далеко небогатой страны – сумма немалая, но бороться с набравшей темпы инфляцией, очевидно, обойдется дороже.

Далее. В преддверии нового сезона 2007/08, который открывается в декабре, министр экономики страны встречается с представителями фермеров, мукомолов и экспортеров, чтобы найти приемлемый компромисс между всеми участниками рынка. Тем самым заранее, уже перед поступлением нового урожая, все участники рынка знают выработанные совместно с правительством правила. Знают, что в случае достижения определенного уровня Секретариат по сельскому хозяйству (МСХ) прекращает выдачу лицензий.

Далее. Рынок не только знает, при каком объеме экспорта может быть прекращена выдача лицензий. Он не в томительном ожидании, что может случиться завтра, а еженедельно в курсе того, сколько выдано лицензий на вывоз зерна собранного урожая и куда, поскольку экспортеры обязаны сообщать о законтрактованных объемах и странах назначения.

Далее. Вся периодическая информация о ходе сева и уборке урожая открытая и доступная всем. Секретариат по сельскому хозяйству не считает себя истиной в последней инстанции и не обладает монополией на прогнозы производства. Обновляемые прогнозы МСХ страны регулярно даются вместе с прогнозами ведущих аналитических компаний страны. Тем самым вскрываются возможные расхождения в прогнозах производства и рынок не оказывается заложником какой-то одной точки зрения.

Последнее. Очевидное, но, невероятное. Секретариат по сельскому хозяйству – бюджетная организация, т.е. содержится на деньги налогоплательщиков и должен работать в интересах своих налогоплательщиков. Иными словами, в центре внимания МСХ страны интересы внутреннего рынка, поддержание баланса между внутренним спросом и предложением, между потребителями и производителями с/х товаров.

Сизов А.Е.
Руководитель Центра «СовЭкон