Минтранс РФ представит на заседании правительства РФ комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон. Об этом сообщает правительственная пресс-служба.
В настоящее время Минтранс РФ заканчивает подготовку и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти корректировку действующей федеральной целевой программы (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" с целью ее завершения в 2009 г. Проект новой ФЦП будет представлен в Минэкономразвития РФ до конца третьего квартала 2007 г. для ее утверждения правительством РФ в декабре 2007 г.
Средства федерального бюджета в приоритетном порядке предлагается направить на ускоренное развитие портов, обеспечивающих основной прирост перевалки экспортно-импортных грузов и компенсировать указанные выше природно-климатические недостатки российских портов. С этой целью в новой ФЦП предлагается определить несколько категорий портов с учетом возможности повышения их конкурентоспособности, специализации, целесообразности и возможности дальнейшего развития.
Так, в первую категорию входят порты, обеспечивающие основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, способные на равных конкурировать с портами сопредельных стран: Мурманск, Усть-Луга, Восточный, Калининград, Новороссийск, Приморск, Балтийск, Тамань, Оля, новые порты на Черном море и Сахалине.
Так, например, развитие транспортного узла "Восточный-Находка" в Приморском крае решает важную задачу повышения конкурентоспособности Транссибирской магистрали. Одним из наиболее перспективных грузовых направлений для порта Восточный является экспорт российского зерна в страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь в Японию.
Строительство объектов прибрежно-портовой инфраструктуры в этих портах должно осуществляться преимущественно за счет государственных средств.
Российские порты в значительной мере удовлетворяют потребности российского экспорта по основной номенклатуре навалочных, насыпных и генеральных грузов. В то же время, портовые мощности для контейнерных и других современных видов грузов, обеспечивающих как экспортно-импортные, так и транзитные перевозки, развиты недостаточно. Поэтому особое внимание в действующей и разрабатываемой федеральных целевых программах уделено строительству контейнерных терминалов.
Проект программы содержит предложения о доведении производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн. тонн в год, в порту Балтийск (Калининградская обл.) до 35 млн. тон в год, в порту Усть-Луга до 35 млн. тонн в год. Предполагается также строительство контейнерных терминалов в новом порту на Черном море и в районе "Бронка" (Ленинградская обл.) производственной мощностью по 10 млн. тонн каждый. Перегрузочные комплексы для контейнеров будут строиться также в портах Мурманск, Новороссийск, Кавказ, Находка.
Всего в инфраструктуру железнодорожных подъездных путей в период с 2007 по 2015 гг. планируется инвестировать 573,3 млрд. руб.
Существенным фактором повышения конкурентоспособности российских морских портов является создание в них портовых особых экономических зон. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры и реализацию логистических принципов организации доставки грузов. Налоговые льготы, применяемые в портовых особых зонах, будут способствовать повышению конкурентоспособности российских портов.
Предполагается создать портовые особые зоны в портах Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Новороссийск, Оля и Восточный.