Пшеница в мире так дорого не стоила никогда. Вчера утром на Парижской бирже котировки контракта на пшеницу поставили абсолютный рекорд. В полной мере воспользоваться блестящей мировой конъюнктурой поставщикам российского зерна по-прежнему мешает недостаток портовых мощностей.
Во вторник котировки сентябрьского фьючерса на пшеницу в Чикаго скакнули c $6,75 до $6,915 за бушель, в среду подорожали до $7,185, а вчера к 20.00 МСК сентябрьский фьючерс торговался по $7,23 за бушель. 23 августа 2006 г. бушель стоил вдвое дешевле — $3,66.
Вслед за ночным ралли в Чикаго торги в Париже открылись на невиданных высотах: через несколько минут после открытия ближайший фьючерс (с поставкой в ноябре) стоил 239 евро за тонну — по данным Reuters, он стал самым дорогим с момент запуска торгов по этому инструменту в 1998 г. К моменту закрытия цена снизилась до 236,5 евро.
Цены на зерно в этом году рекордно высоки почти во всем мире. Аналитик по товарным рынкам Credit Suisse Элиан Таннер напоминает, что основные производящие регионы — Австралия, Россия, Украина и Европа — пострадали от засухи, а в Индии, Таиланде и Японии растет спрос. Эти факторы, по ее мнению, влияют на краткосрочный рост цен. К тому же запасы в мире находятся на рекордно низких уровнях. Рост мировых цен на зерно влияет на российскую экономику аналогично росту цен на нефть, считает Кирилл Болматов из Bunge. “Доходы российских крестьян повышаются. Выходит, рекордные мировые цены делают значительный вклад в нацпроект приоритетного развития АПК”, — говорит он.
Экспортеры пока пользуются ростом цен лишь отчасти: уже подписанные контракты на экспорт российского зерна нового урожая пока почти не превышают прошлогодних объемов, говорят представители всех опрошенных “Ведомостями” поставщиков российского зерна.
Но экспорт по-прежнему сдерживает пропускная способность портов в Новороссийске и Ростове-на-Дону, сокрушается директор по маркетингу Международной зерновой компании (“дочка” Glencore) Николай Демьянов. “Конъюнктура рынка хорошая, зерно на юге есть, но с логистикой и проходами [к российским портам] пока по-прежнему проблемы у всех участников рынка”, — говорит он. Новый зерновой терминал в Новороссийске должен был заработать в этом году, экспортеры даже получили квоты. Но, по словам Демьянова, пока компании лишь надеются, что в этом году через него можно будет начать отгрузки.