Правильность поговорки "хлеб — всему голова" в ближайшее время предстоит еще раз проверить министру сельского хозяйства Алексею Гордееву. Рост цен на зерно подрывает планы снижения инфляции и нервирует население накануне выборов.

За последние недели цены на пшеницу на российском рынке выросли примерно на 10% и продолжают расти. Виноваты мировые цены: за последний месяц пшеница подорожала с $180 до $240 за тонну. Сказывается и низкий уровень запасов зерна (по оценке аналитического центра "СовЭкон" — 9,3 млн т на начало сельскохозяйственного года) при стабильно высоком экспорте (около 12,5 млн т в год).

По прогнозам, цена на хлеб в ближайшие месяцы может вырасти на 20%. Один из чиновников администрации Петербурга уже неосторожно вспомнил о талонах на продовольствие для беднейших слоев населения. Хлебные карточки в Петербурге — это почти святотатство. Если рассуждать рационально, цена хлеба не должна сильно беспокоить россиян. Доля продуктов питания в потреблении падает (в 1999 г. — более 50%, в 2005 г. — 33,2%). По расчетам аналитиков банка ING, при росте реальных зарплат на 10% доля продуктов питания в структуре потребления падает на 2%, хлеба и хлебопродуктов — на 0,4%. Реальная зарплата россиян растет: 13,4% по итогам 2006 г., 17,9% за пять месяцев 2007 г. С другой стороны, Алексей Гордеев в марте заявил, что по сравнению с советским периодом россияне стали есть существенно больше хлеба, капусты и картофеля, при этом на 30% сократилось среднедушевое потребление мяса и на 40% — молока. Хлеб относится к товарам первой необходимости, цена на которые важна прежде всего для малообеспеченных граждан, например пенсионеров — самого дисциплинированного электорального отряда. Среди них, кстати, наиболее распространена память о голодных послевоенных годах, талонах 1970-х, не забыли они и проблемы 1990-х.

С ростом цен на хлеб местные власти борются традиционно: они стараются ввести социальные сорта, производство которых дотируется, вводят ограничения отпускной цены и торговой наценки. Пекари и продавцы, со своей стороны, стараются завысить себестоимость и торговые издержки.

Гордеев уже призвал местные власти регулировать ценообразование на хлеб. Цена зерна, в принципе, Гордеева устраивает, потому что это "хорошо для крестьян". Но крестьяне бывают разные. Очевидно, что вслед за зерном подорожают корма. Свино- и птицеводы, об успехах которых регулярно докладывает Гордеев (в этих отраслях наблюдался рост в прошлом году, производство крупного рогатого скота вышло в ноль), окажутся в тяжелой ситуации.

Возможности государства регулировать цену зерна известны. В 2003 г. в ситуации неурожая были проведены интервенции из резервного фонда и обложен пошлиной (25 евро за тонну) экспорт. Эта комбинация мер дала результат. Гордеев пока не комментирует возможность запрета экспорта (об этом его уже попросили мукомолы и пекари, а экспортеры уже попросили этого не делать).

Сложность положения усугубляет инфляционная роль цены зерна. По мнению экспертов, ее рост может добавить к уровню инфляции до 1%. Между тем в июне инфляция уже превысила прогноз (1% вместо 0,6%) за счет роста цен на овощи. В такой ситуации выдержать годовые темпы будет трудно