За удушающей жарой конца мая как-то не очень заметно прошло событие, которое на ближайшие три года определит социально-экономическое положение России и, самое главное, уровень жизни каждого россиянина. Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении бюджет страны на 2008 год и на период до 2010 года.

Этот документ всегда вызывает и критику, и споры. Его принятие, как правило, сопровождается борьбой различных групп и конкурирующих между собой финансово-экономических направлений. В конечном итоге, речь ведь идет о немалом уже государственном бюджетном пироге, откуда многие желали бы ухватить кусок побольше.

Так что мы оставим в стороне общеэкономические рассуждения, а попытаемся разобраться, насколько навязанный Правительством и принятый Думой документ отвечает интересам становления и развития агропромышленной сферы России.

Так вот, накануне голосования комитет Госдумы по аграрным вопросам в своем решении официально констатировал: «… в проекте Закона (о федеральном бюджете) не предусмотрены меры, обеспечивающие приоритетное развитие сельского хозяйства».

Заместитель председателя комитета Владимир Плотников, вышедший недавно из фракции «Единой России» и голосовавший «против» проекта трехлетнего бюджета, комментируя обстановку с его принятием, заявил, что на нужды развития агропромышленной сферы – модернизацию, технологическое обновление нужны средства на порядок большие, чем соглашаются Минфин и МЭРТ. Конечно, было бы неправильно представлять дело таким образом, будто российские аграрники рассчитывают только на бюджетные деньги.

Конечно, основную тяжесть работы должны брать на себя, и уже в большой степени берут на себя сами крестьяне.

Но ведь агропромышленное развитие происходит не в вакууме. Наш рынок практически открыт для продовольственной экспансии из-за рубежа, откуда к нам поступает субсидированный и на стадии производства, и на стадии поставок импорт. Причем, рост производства в нашей стране, скажем, птицы и свинины не сопровождается адекватными государственными мерами по их размещению на внутреннем рынке. Вот и получается, что крестьяне в очередной раз поверили своему государству, начали налаживать в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» мясное производство, взяв под эти проекты немалые кредиты, а государство умывает руки, поскольку мясной импорт за тот же год вырастает на треть.

Сегодня, когда в Госдуме представителей аграрников мало, ситуацию с бюджетом кардинально поправить удастся вряд ли, считает Плотников. Поэтому комитет обуславливает свою поддержку принятию документа следующими условиями:

- увеличение финансирования отрасли с 83,6 млрд рублей в 2008 году до 155 млрд в 2012 году (в рамках пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования продрынков) ;

- целевые взносы в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» 5700 млн рублей на 2009 и 6000 млн – на 2010 год;

- целевые взносы в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» по 8000 млн рублей на 2009 и 2010 годы;

- выделение в 2008 году 5,5 млрд рублей на программу «Школьное молоко»;

- выделение средств на строительство дорог, связывающих сельские населенные пункты (с включением их в сеть дорог общего пользования), отдельной строкой.

Еще одна новелла, предлагаемая аграрным комитетом, - разрешение на использование невыбранных в 2007 году бюджетных средств на те же цели в 2008 и последующих годах.

В словах известного думца, его комментарии немало грусти.

И, в самом деле, если сравнить эти тщедушные цифры и параграфы с теми подробными и многотомными разработками, которые представляют собою аграрные бюджеты развитых стран, становится действительно грустно.

Элементарные, общепринятые положения, которые уже давно во всем мире приняты и реализованы, в России приходится доказывать, увязывать, согласовывать. Причем, к сожалению, зачастую борьба и работа наших аграрных экономистов выдается за примитивный лоббизм, кстати, и содержания-то самого этого термина в нашей стране мало кто понимает.

А ведь речь идет не о примитивных попытках жирующих крестьян «урвать от бюджетного пирога». Сегодня, сейчас государство определяет, какое будущее отведено нашей деревне. Понятно, что в предвыборный год многие депутаты, увы, больше озабочены собственной судьбой, нежели будущим российской деревни. Однако же хочется заметить: даже вряд ли пылающие к России большой любовью западные экономисты полагают, что в рамках ВТО уровень прямой государственной поддержки нашей аграрной отрасли может быть ровно втрое выше, чем там сумма, которую милостиво предусматривают на 2012 год отечественные финансисты и политики.