Правительству предстоит решить, сохранить специальную таможенную пошлину на импорт сельхозкомбайнов или отменить ее ради выполнения обязательств по вступлению в ВТО. Минпромэнерго и Минсельхоз считают, что пошлина поддержит производителей. Сельхозпредприятия называют ее отъемом денег у крестьян. А производители комбайнов бьются за сохранение пошлины.
Из закупленных аграриями комбайнов для уборки зерна в 2006 г. доля российских — 84,1%, в 2007 г. — 81%, прогнозирует “Союзагромаш”. Из комбайнов, убирающих силос, в России в 2006 г. произведено 77,2%, в 2007 г. доля упадет до 71,4%.
В конце 2005 г. на ввоз комбайнов была введена новая таможенная пошлина — “специфическая составляющая”: 100 евро за 1 кВт мощности новой машины и 70 евро на 1 кВт подержанной. Ее приплюсовали к уже существовавшей пошлине в 5%, и стоимость ввозимой техники возросла на 6000-30 000 евро.
Но эти тарифы будут действовать только до 1 июля 2007 г. и если их не утвердят на постоянной основе, то с середины лета импортеры комбайнов снова будут платить лишь 5%, рассказывает Евгений Корчевой, гендиректор союза производителей сельхозтехники и оборудования для АПК “Союзагромаш”.
Минпромэнерго, Минсельхоз — за сохранение спецпошлины ради роста поступлений таможенных сборов и защиты отечественных производителей. А Минэкономразвития — против: пошлина противоречит обязательствам по вступлению в ВТО. В результате Минэкономразвития вносит в правительство два проекта: по одному пошлина отменяется, по другому — сохраняется, говорит Корчевой.
Специфическая составляющая пошлины вводилась для борьбы с серым импортом. Например, комбайн беспошлинно ввозился в качестве вклада в уставный капитал предприятия или по заниженной таможенной стоимости. Комбайны стоимостью в несколько сот тысяч долларов заявлялись по цене в десятки тысяч, рассказывает директор департамента Минпромэнерго Станислав Наумов.
Комбайн за $200 000-300 000 декларировали по цене $50 000, рассказывает пресс-секретарь “Союзагромаша” Максим Лезин. Затем комбайн проходил через цепочку фирм-однодневок, документы заменялись или терялись и машина продавалась по полной стоимости, объясняет Вильгельмина Шавшина из юркомпании DLA Piper.
За 17 месяцев действия пошлины серый импорт сократился, уверяет Лезин: в 2005 г. было ввезено 1154 новых комбайна и 311 подержанных, а в 2006 г. — 1098 и 138 соответственно. В 2006 г. импорт комбайнов сократился на 16% по сравнению с 2005 г. за счет уменьшения незаконного ввоза, полагает Наумов. Если пошлину отменить, то серый импорт будет ежегодно отнимать у отечественных комбайностроителей по 5-7% рынка, предупреждает Лезин.
Впрочем, незаконные схемы ввоза победить до конца не удалось, признает Наумов: “Например, новые комбайны стоимостью не менее $150 000 в прошлом году декларировались в 5-6 раз дешевле”.
Но отмена пошлины смущает не всех. “Это осложнит работу, но наша продукция конкурентоспособна и дешевле импортной”, — говорит пресс-секретарь “Ростсельмаша” Мариам Ананян. Взимание 100 евро с киловатта — “просто отъем денег у крестьян”, а цена импортных комбайнов хоть и выше, но тонна убранного с их помощью зерна дешевле, считает гендиректор “Югтранзитсервиса” Андрей Коробко.