Каждую весну тысячи сезонных рабочих приезжают собирать урожай мягких фруктов в Великобритании, но в этом году они прибыли из гораздо более отдаленных районов.
До Брексита многие приехали из Польши, Румынии и Болгарии. Теперь, помимо непальцев, британские производители нанимают рабочих из Индонезии, Монголии, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.
Набрать достаточное количество рабочих на летний сезон всегда сложно, но в этом году, когда сезон мягких фруктов вот-вот достигнет своего пика, многие производители говорят, что больше, чем когда-либо, обеспокоены тем, что сборщиков не хватит.
У Дженни Таскер с фермы Харвилл недалеко от Ретфорда, которая снабжает магазины Waitrose, Tesco и Marks and Spencer, всегда работали сборщики разных национальностей. Но в этом году рабочие приехали из девяти разных стран, в том числе 35 из Непала впервые, 45 из Таджикистана и трое из Индонезии.
Новобранцы хорошо вписываются, говорит г-жа Таскер, но есть проблемы. Нужно много тренироваться, так что всё это медленно. Нужно терпение с обеих сторон. Но она, как и другие, беспокоится, что не успеет собрать все ягоды до того, как они испортятся.
По данным отраслевой организации British Berry Growers (BBG), производство мягких фруктов в Великобритании неуклонно растет, но потери также увеличиваются. Трудно предсказать, когда ягоды будут готовы к сбору, а когда будут готовы, то не могут ждать.
По данным опроса членов BBG, стоимость продукции, потерянной из-за нехватки рабочей силы, примерно удваивалась за каждый из последних двух лет. По данным BBG, в прошлом году было потрачено впустую мягких фруктов на сумму около £36 млн при общем объеме производства £760 млн.
В Харвилле иностранных рабочих обеспечивают жильем в трейлерах с бесплатным вай-фаем. Британские фермы из года в год идут на все большие усилия, чтобы убедить рабочих вернуться, отчасти потому, что после Брексита число репатриантов из стран ЕС сократилось.
В прошлом году украинцы заполнили пробелы, но в этом году они остаются дома и сражаются.
Сочетание войны, Брексита и ковида привело к острой нехватке рабочей силы. В апреле парламентский комитет предупредил, что продовольственный сектор Британии может угрожать продовольственной безопасности, если не будут приняты меры.
И с тех пор процесс выдачи виз сезонным рабочим, похоже, застопорился, говорит председатель BSF Ник Марстон. Он приветствует подход «лиги наций», но говорит, что беспокоится о том, что рабочие из таких далеких мест прибудут слишком поздно. «Это очень нервирует фермеров. Думаю, это еще не достигло критической точки, но я очень обеспокоен тем, что это может произойти».
Джастин Эмери говорит, что желающих приехать много. Он является директором компании по трудоустройству Fruitful Jobs, одной из четырех фирм, имеющих лицензию на наем сезонных рабочих за границей.
Fruitful Jobs набирает сотрудников в 37 странах от Южной Африки до Курдистана, от Канады до Монголии. Но новобранцы должны найти £244 для визы плюс обратный авиабилет. Это, плюс бюрократия и языковые барьеры, означает, что процесс найма из новых, отдаленных мест – не быстрый.
Прибытие украинских беженцев отвлекло ресурсы и задержало оформление виз, говорит г-н Эмери. Но они довольно хорошо наверстывают упущенное, и теперь люди приходят.
Однако этого недостаточно, чтобы убедить всех в том, что новая система будет работать.
Тим Чемберс, владеющий сетью из 24 ферм на юго-востоке Англии, заявил кадровым агентствам, что ему не нужны рабочие из таких стран, как Индонезия, Вьетнам или Филиппины.
«Это не потому, что у меня какие-то проблемы с расой, вероисповеданием или цветом кожи», говорит он. «Но, если вы внезапно привнесете на свою ферму совершенно новую страну, культуру, образ жизни, это может вызвать серьезные проблемы. С точки зрения эффективности, новобранец в первый сезон на 25% менее продуктивен».
Г-н Чемберс говорит, что у него есть большое количество опытных рабочих из Центральной и Восточной Европы, которые все еще возвращаются к работе на его фермах. Он уже следит за тем, чтобы россияне и украинцы не жили в одном помещении, чтобы избежать трений.
Но конкуренция за рабочую силу становится настолько «горячей», что он понимает: ему, возможно, придется принимать работников из новых источников, если он хочет избежать того, что произошло в прошлом году, когда из-за нехватки рабочей силы он отказался от обрезки примерно 12% своей малины.
Он обвиняет правительство в том, что оно не выдает достаточно виз. В этом году существует ограничение на количество участников в 30 тыс. человек с возможностью увеличения на 10 тыс. в случае необходимости. Количество виз начнет сокращаться с 2023 года, при этом повышенное внимание будет уделяться британским рабочим, а автоматизация должна компенсировать это.
Правительство установило, что сезонные рабочие из-за границы должны получать £10,10 в час, что намного превышает минимальную зарплату в £9,50. Фермеры не могут платить нанявшимся ранее работникам меньше, чем вновь прибывшим, поэтому зарплата выросла повсеместно.
Министерство внутренних дел заявило, что правительство готово поддержать британских фермеров и производителей и «обеспечить им необходимую поддержку и рабочую силу».
«Схема сезонных рабочих в настоящее время действует до конца 2024 года», сказал представитель МВД, добавив, что правительство работает над привлечением британских рабочих в этот сектор.