Великобритания в принципе поддержала предложение Литвы о создании военно-морской коалиции «стран доброй воли» для снятия российской блокады Черного моря с украинского экспорта зерна. Ранее генсек ООН Антониу Гутерриш предупредил об «урагане голода», если украинское зерно не будет экспортироваться.
Сорок одна из наименее развитых стран мира импортирует треть своей пшеницы из Украины и России. Рост цен на продовольствие уже привел к тому, что уровень инфляции в Египте достиг самого высокого уровня с середины 2019 года.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис предложил план во время переговоров с министром иностранных дел Великобритании Лиз Трасс в понедельник в Лондоне.
«Времени очень и очень мало. Мы приближаемся к новому урожаю, и нет другого практического пути экспорта зерна, кроме как через черноморский порт Одесса», сказал он The Guardian. «Нет возможности хранить это зерно и нет другого адекватного альтернативного пути. Крайне важно показать уязвимым странам, что мы готовы предпринять шаги, необходимые для того, чтобы накормить мир».
Ландсбергис предположил, что военно-морская операция по сопровождению, не проводимая НАТО, могла бы защитить суда с зерном, когда они следуют через Черное море и мимо российских военных кораблей. Он предположил, что, помимо Великобритании, страны, пострадавшие от потенциальной потери зерна, такие как Египет, могли бы обеспечить необходимую защиту.
«То, что мы видим сейчас, это только начало. Худшее еще впереди в ближайшие пять-семь недель, когда соберут первый урожай и его будет некуда складывать, а это значит, что люди в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии будут платить за пшеницу, кукурузу и другие товары, необходимые им для питания на столе, непомерно высокие цены». Он сказал, что в этом году Украине нужно экспортировать 80 млн т одной пшеницы, и единственный вариант – через Одессу.
План, разрабатывавшийся несколько недель, потребует разминирования частей Черного моря для обеспечения безопасного прохода и соглашения с Турцией, которая охраняет вход в Черное море.
«Это будет невоенная гуманитарная миссия, и ее нельзя сравнивать с бесполетной зоной», сказал он. «В этом начинании будут использоваться военные корабли или самолеты, или и то, и другое, чтобы гарантировать, что поставки зерна могут безопасно покинуть Одессу и добраться до Босфора без вмешательства России. Нам потребуется коалиция желающих стран, обладающих значительной военно-морской мощью, для защиты судоходных путей, и стран, которые от этого страдают».
По его словам, НАТО как альянс не должно играть никакой роли.
После встречи с Ландсбергисом Лиз Трасс сказала, что Великобритания хотела бы, чтобы британские военно-морские корабли присоединились к эскорту, если удастся решить практические вопросы, включая разминирование гавани и предоставление Украине оружия большей дальности для защиты гавани от нападения России. Великобритания обсуждает с союзниками этот план, и для его активации, вероятно, потребуется согласие США.
Лиз Трасс сказала: «Что нам нужно сделать, так это решить глобальную проблему продовольственной безопасности, и Великобритания работает над срочным решением, чтобы вывезти зерно из Украины».
На вопрос, как Британия отреагировала на его план, Ландсбергис сказал: «С моей точки зрения, британское правительство заинтересовано в том, чтобы помочь Украине всеми возможными способами. Великобритания предприняла очень сильные и решительные шаги в этом кризисе, и, возможно, есть шанс, что она примет участие. Великобритания стала первой страной, предоставившей ракеты для защиты Одессы».
Он сказал, что Литва, один из ближайших союзников Украины на Западе, уже несколько недель изучает, как Украина будет кормить мир.
Ландсбергис сказал, что альтернативные маршруты по железной дороге через Беларусь или автомобильным транспортом до портов Балтийского моря в Польше и Литве имеют серьезные практические недостатки, в то время как узкие места и полная перегрузка означают, что украинским грузовикам потребуется от пяти до девяти недель, чтобы добраться автомобильным транспортом до портов в Румынии, Литве или Польше.
Турция, признал Ландсбергис, сомневалась в потенциале эскалации, заложенном в этой схеме. Однако как крупный импортер зерна Турция была заинтересована в том, чтобы морские пути были открыты, если Россия добровольно не снимет блокаду.