На органических продуктах в Германии стоит специальный знак,
уверяющий покупателей, что они произведены на ферме, пользующейся только
органическими удобрениями.
«Главное преимущество знаков
«органика» или «эко» – в том, что у них есть четкие, прописанные в
законе определения, – говорит Андреас Винклер из организации немецких
покупателей Foodwatch. – Вы можете быть уверены, что минимальные
стандарты относительно органической пищи соблюдены. А наличие тех или
иных сертификатов может быть знаком соблюдения еще более высоких
стандартов».
Органическая пища в Германии сейчас – неоднозначный
эксперимент. С одной стороны, спрос растет. «Германия – второй по
величине рынок органической пищи с оборотом более €7 млрд (после
российского, см. таблицу, где учитываются только заказы россиян в
интернет-магазинах), – говорит Ханс-Кристоф Эйден из немецкой
федеральной службы агрокультуры и питания (BLE). – Это по-настоящему
важный рынок».
Термин «органические» подразумевает, что эти
продукты – более натуральные и полезные для здоровья. Андреас Винклер
согласен, что в некоторых случаях это так. Европейский знак «Органика» и
экологические нормативы ЕС гарантируют, что пестициды и минеральные
удобрения не использовались. Европейские нормативы относительно
органической пищи распространяются и на кормовые добавки, гарантируя отсутствие в них генно-модифицированных
растений и жестко контролируют производство самих добавок. Из около 320
добавок в производстве органической еды разрешено использовать менее 50,
уточнил Винклер.
Несмотря на рост спроса, в Германии остается
недостаток органических продуктов. Лишь 7% немецких фермеров перешли на
их производство. Число специализирующихся на эко-фермерстве даже падает, потому что фермеры беспокоятся об экономике,
говорит Эйден. Земля в лизинг дорога, продукция еще дороже. В то же
время желание покупателей платить больше за органическую еду не
постоянно.
Кроме того, различных сертификационных знаков,
говорящих об органической пищи, по наблюдению Foodwatch, стало слишком
много – сотни, если не тысячи. Покупатели уже не уверены, какой из
знаков серьезен, а какой – маркетинговый трюк. Организация добивается
более ясной маркировки, указывающей, откуда продукция и есть ли там ГМО.
Даже термин «надлежащий уход за каждым видом животных»
(species-appropriate animal care) не дает достаточно информации
покупателям, говорит Эйден. На птицефермах, к примеру, цыплят мужского
пола сразу шинкуют или душат газом, не считая их экономически ценными.
Коров с органических ферм могут держать в состоянии постоянной
беременности, чтобы получать молокопродукты.
В Нюрнберге открылась крупнейшая немецкая выставка-ярмарка органических продуктов Biofach, предлагающая тысячи продуктов. На рынке органической пищи бум. Но все ли подобные продукты лучше, чем обычная еда?
- Категория: Последние новости