Итоги перевозки зерна и муки, а также текущую ситуацию по транспортировке этих грузов обсудили в АО «НК «Қазақстан темір жолы». В совещании под председательством управляющего директора КТЖ по эксплуатационной работе Бауыржана Урынбасарова приняли участие представители государственных органов, операторы вагонного парка, зернотрейдеры, грузоотправители и руководство железнодорожной компании.
По информации Бауыржана Урынбасарова, по итогам первого квартала 2012 года АО «НК «КТЖ» отгрузило 3,8 млн тонн зерна, что составляет 377 % к аналогичному периоду 2011 года. Из общего объема отгруженного зерна 1,1 млн тонн (187% к 2011 году) направлено по регионам Казахстана, 2,7 млн тонн (629% к 2011 году) отгружено на экспорт, отмечается в сообщении пресс-службы КТЖ.
В апреле текущего года грузоотправителями основным планом заявлена перевозка 1 млн 442 тыс. тонн зерна на экспорт (48,1 тысяч тонн в среднем в сутки, 440% к факту 2011 года), из них согласовано железнодорожными администрациями 1 млн 018 тыс. тонн (33,9 тысяч тонн в среднем в сутки). По состоянию на сегодняшний день, с учетом дополнительного плана согласована перевозка на экспорт в объеме 1 788,6 тыс. тонн (77,7 тысяч тонн в среднем в сутки).
За 23 дня апреля т.г. погружено 843,7 т.т зерна, или 36,7 тысяч тонн в среднем в сутки, что составляет 76% к плану, 335% к 2011 году, в том числе: назначением по Казахстану - 241,6 тысяч тонн (10,5 тысяч тонн в среднем в сутки, 140% к 2011 году); на экспорт - 602,1 тысяч тонн (26,2 тысяч тонн в среднем в сутки, 765% к 2011 году).
Как отмечается в сообщении, недогружено на экспорт 769,2 тыс. т зерна, из них: в европейском направлении - 486,2 т. т; в направлении стран Средней Азии - 283 т.т.
Одной из причин недогруза является неравномерная погрузка, характеризующаяся отсутствием заявок от грузоотправителей в начале месяца и массовым их предъявлением в конце месяца, что создает дефицит зерновозов. Так, например, 16 апреля рабочий парк порожних зерновозов в пределах Акмолинского и Кустанайского отделения дорог составлял 2265 единиц, в то же время заявлено под погрузку только 1245 зерновозов.
Среди других причин недогруза - действие конвенционного запрета на морские порты Новороссийск, Туапсе, Ейск, Таганрог Темрюк, Кавказ и Заречная в период с 8 - 10 апреля; отсутствие собственных мотовозов на элеваторах, что увеличивает время нахождения вагонов под погрузкой; несоответствующее качество зерна; длительный простой зерновозов в ожидании подачи вагонов под погрузку из-за не организации круглосуточной работы элеваторов и ХПП (в ночное время, выходные и праздничные дни) и др.
Также на совещании Бауыржан Урынбасаров отметил, что во исполнение решения, принятого на селекторном совещании в Министерстве транспорта и коммуникаций РК 13 декабря 2011 года по обеспечению в 2012 года ежемесячной перевозки 1,5 млн тонн зерна, в том числе на экспорт - 1,3 млн тонн, следует осуществлять погрузку зерна во внутриреспубликанском сообщении только в крытых вагонах и полувагонах; назначением в Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан через стык Сары-Агаш только в крытых вагонах; а погрузку зерна в страны Европейской части СНГ и Закавказья - в зерновозах.
В связи с рекордным урожаем в 2011 году - 29,7 млн тонн зерна в бункерном весе (рост в 2,2 раза по сравнению с показателем 2010 года), экспортный потенциал казахстанского зерна увеличен до 15 млн тонн.
Источник: Агентство АгроФакт