Как и ожидали «Крестьянские ведомости», разговор Владимира Путина с сельчанами на Всероссийском аграрном форуме в Уфе не остался незамеченным Правительством. По ее итогам нынешний премьер - избранный Президент России дал ряд поручений руководителям министерств и ведомств (см. на сайте agronews.ru в разделе «Документы»). Вопрос в том, не забудутся ли хорошие обещания при смене лошадей на переправе – скорой смене кабинета министров?
Между тем речь идет о проблемах, которые не впервые поднимаются аграрным сообществом. Они касаются, например, экономической ситуации на селе. Да, рентабельность аграрной отрасли поднялась – с 9,4% в 2009 году до 13,6% в прошлом году. Однако ее уровень еще ниже того порога, который эксперты считают достаточным для обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. К тому же большая часть плюса рентабельности объясняется госсубсидиями, вещью не постоянной, а ежегодно пересматриваемой.
К тому же, дамокловым мечом над многими сельскохозяйственными организациями – в том числе и теми, кто предметно занялся модернизацией производства - висит кредиторская задолженность. По данным Минсельхоза России, на начало годы свыше 13 тыс. сельхозорганизаций участвовали в программе финансового оздоровления, а около 7 тысяч – утратили право на реструктуризацию долгов. И теперь вот глава правительства призвал подчиненных подумать, каким образом поддерживать те предприятия АПК, которые решатся приобрести своих убыточных соседей.
Вот почему так актуальны взятые во внимание премьером предложения аграрников по сохранению нулевой ставки по налогу на прибыль, по продлению срока возврата субсидированных кредитов. Столь же важно, чтобы не посредники, а сами сельхозпроизводители участвовали в поставке отечественного продовольствии для государственных и муниципальных нужд. Судя по недавнему предпосевному совещанию в Воронеже, идея об установлении четкого порядка при предоставлении сельчанам льготного топлива, начинает воплощаться в конкретные поставки ГСМ.
А вот реализация предложений по уточнению статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, реальному доступу КФХ и ЛПХ со своей продукцией на оптовые и розничные рынки, улучшению кредитования малого и среднего бизнеса, поддержке потребительской и сельскохозяйственной кооперации потребует проработки. Также как и предстоит экономически грамотно увязать с правилами ВТО будущую Госпрограмму развития села на период 2013 - 2020 года. Та же встреча на воронежской земле показала, что сомнений в этом плане у аграрников все еще много.
Закономерно, что, ставя перед подчиненными министрами те или иные задания, премьер-министр требует увязать их решение с прежними наработками. И это отнюдь не лишнее дело. Потому, во-первых, что большинство поручений конкретизирует ранее поставленные перед министерствами и ведомственными проблемы. Так что не надо, как это часто бывает, выдумывать велосипед и вновь вступать на долгую дорогу согласований и увязок.
Кроме того, важно учитывать, что последние поручения даны на стыке возможных серьезных изменений в высшем чиновничьем корпусе. Через полтора месяца, после вступления в должность избранный Президент России Владимир Путин передаст премьер-министерские полномочия новому политику. Какому, в общем-то ясно – нынешнему главе государства Дмитрию Медведеву. А вот в составе самого кабинета министров, как предсказывают некоторые аналитики, возможны серьезные подвижки. При которых, как показала предыдущая практика, в максимуме наблюдается раскачка аппарата, а преемственность действий – в минимуме. Хочется надеяться, что на предупреждение такой ситуации и нацелены нынешние наказы Владимира Путина.
А перечень жизненно важных для современной деревни проблем, конечно же, гораздо шире, чем те, что обозначены в поручениях. И об их остроте много говорили участники Всероссийского форума в Уфе.
Например, об обеспечении села техникой. Да, в прошлом году по сравнению с предыдущим сельскохозяйственными товаропроизводителями было куплено больше тракторов, зерновых и кормоуборочных комбайнов. Но общий парк купленных машин в 30 тысяч штук – это слишком скромно для более чем 20 тысяч сельхозпредприятий и порядка 270 тысяч фермеров. И не удивительно, что сейчас передовые технологии и техника имеются примерно лишь в 1,5% крупных аграрных предприятиях и менее 0,5% КФХ. Удастся ли изменить ситуацию при окончательной доработке проекта Госпрограммы развития села до 2020 года, в котором предусмотрен специальный раздел «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»?
Однако мало составить самый хороший программный документ - еще важнее его выполнить. А вот этим наша законодательная и исполнительная власть, к сожалению, похвастать зачастую не может.
На том же уфимском форуме сетовали, что сложившийся уровень господдержки социального развития села не отвечает потребностям улучшения демографической ситуации, обеспечению АПК квалифицированными кадрам. Более того, в 2009 - 2011 годах федеральное финансирование мер по устойчивому развитию сельских территорий резко сократилось. Необходим существенный пересмотр такой ситуации, считают участники форума, и прежде всего увеличение строительства жилья, дошкольных образовательных учреждений, реализация пилотных проектов компактной застройки и благоустройства сельских поселений.
На все это нужны инвестиции. И очень большие, коль дается обещание действительно создать достойные условия жизни в деревне. Пока таких денег нет. Может, хоть в этом поможет предстоящее вступление России в ВТО. Ведь инвестиции в сельское развитие – в отличие от вложений в производство - не противоречат требованиям этой организации, не входят в ограничительные «корзины» ВТО. Хотелось бы, чтобы главы Минсельхоза, Минэкономразвития и Минфина России учли это при выполнении поручения Владимира Путина по работе над проектом Госпрограммы развития сельского хозяйства на ближайшие восемь лет.
Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости».