Ассортимент предлагаемых покупателю пищевых продуктов на глазах расширяется. Их разнообразию способствуют не только увеличение производства сельхозпродукции, появление все новых и новых технологий в пищепроме. Многое в этом плане объясняется развитием бизнеса пищевых ингридиентов.

Это достаточно серьезный вид продовольственного бизнеса, несмотря на то, что в данном случае речь идет о предмете, вроде бы, добавочном к основному сырью. Достаточно было ознакомиться с экспозициями состоявшейся на днях в Москве международной выставки Ingridients Russia («Пищевые ингридиенты, добавки и пряности 2012»). Она проходила одновременно и под одной крышей с выставкой «Молочная и мясная индустрия 2012». И что интересно, по занимаемой в 75-м павильоне ВВЦ площади, числу участвующих в экспозициях стран (более 20) и компаний (более 200) они были сравнимы.

Отметим, что как раз индустрия по переработке мяса и молока относится к числу основных потребителей ингридиентов. На международном форуме «Пищевые ингридиенты 21 века» выступавшие к числу своих основных партнеров отнесли также кондитерскую, хлебопекарную, масложировую, пищеконцентратную отрасли, производителей безалкогольных и алкогольных напитков, косметики и фармацевтики.

Впрочем, сегодня, наверное, не найти те виды пищевых производств, где бы не применялись различные виды добавок. По мнению руководителей отраслевого Союза производителей пищевых ингридиентов (СППИ), создание новых поколений продуктов питания просто невозможно без применения разнообразных пищевых добавок.

Роль ингридиентов в современном производстве еды самая разнообразная. Достаточно, наверное, назвать лишь некоторые разделы выставки: ароматизаторы, антиоксиданты, консерванты, глазирователи, сахарозаменители, эмульгаторы, красители, пищевые волокна, витамины, аминокислоты… Всего, что придает еде нужные свойства, внешний вид, обеспечивает ее вкус и сохранность, и не перечислишь...

По словам президента СППИ, доктора технических наук, профессора Алексея Нечаева, несмотря на многие трудности, рынок пищевых ингридиентов в России развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями перерабатывающей промышленности. Катализатором данных процессов выступают концепция питания и урбанистический образ жизни.

Вместе с тем развитие отрасли сдерживается недостаточной поддержкой со стороны государства. И рынок насыщается в основном за счет импортной продукции, а не за счет внутреннего производства. По оценке РБК, в среднем доля иностранных производителей является подавляющей и составляет 86%, а отечественных – лишь 14%.

В целом объем рынка пищевых добавок и ингридиентоа в нашей стране оценивается экспертами в 1,5 – 3 млрд долларов. Для сравнения: годовой объем мирового рынка этой продукции в последние годы составляет $ 25-27 млрд. Ежегодный прирост – в пределах двух – трех процентов.

Что касается российского рынка, то здесь прирост в ближайшие годы, как полагают эксперты, может быть выше 10%. И видимо, поэтому отмечается растущий интерес зарубежных предпринимателей к российским потребителям такой продукции. Вот и в 75-м павильоне ВВЦ были представлены ведущие мировые компании, занятые в этой отрасли.

Особенно впечатляли экспозиции фирм КНР. Ряды, окрашенные в алые краски цвета флага Поднебесной, образовали как бы целый «китайский квартал» выставки. И в каждой ячейке – специалист, готовый дать информацию посетителю. Рядом – их коллеги из Индии, Афганистана. По словам специалистов, пищевые ингридиенты, производимые в Китае и других странах Азии, сейчас составляют сильнейшую конкуренцию для производителей Европы и США.

На форуме «Пищевые ингридиенты 21 века» говорили и о трудностях в становлении отрасли. Это, прежде всего, проблема сырья. Отечественная промышленность слабо учитывает нужды российских производителей ингридиентов и последние на 90% вынуждены прибегать к импорту. Велики ведомственные барьеры на пути вывода пищевых добавок на рынок. Затянулась работа над законодательным обеспечением и техническим регулированием отрасли.

Мешает и известное предубеждение потребителей против «химии» в продуктах. Интерес покупателей к химическому составу приобретаемых им товаров растет, а производители еды это слабо учитывают при оформлении упаковки, в рекламе. И в результате, по мнению экспертов, у потребителей зачастую оказывается неточная, ошибочная информация.

Впрочем, представители СППИ настроены оптимистично. По словам выступавших, отечественные производители стремятся усилить свои позиции на рынке, создать продукцию, способную конкурировать с зарубежной. За последние годы появились новые предприятия по производству пищевых ингридиентов, часть из них – с участием иностранного капитала.

По некоторым прогнозам, к 2015 году отечественные производители займут 45-50% российского рынка пищевых ингридиентов. Как считают эксперты, такой динамике поможет близость к заказчикам, знание специфики покупательского спроса, возможность оперативного решения технологических проблем предприятия, отлаженная логистика, более низкие цены.

Наконец российские производители надеются быть последовательными в следовании мировому тренду-лозунгу – «Пищевые продукты 21 века – это здоровье и вкус». А это означает, в частности, отход от применения искусственных добавок в пользу натуральных ингридиентов. Правда, применение последних сдерживается нередко их более высокой стоимостью. Но при этом принимается во внимание растущая забота людей о своем здоровье, рост популярности низкокалорийных продуктов.

Сумеет ли отечественный бизнес использовать эти потенциальные возможности?

Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости» Фото автора