Правительство в 2012 году ограничивать экспорт зерна не будет, пообещал премьер министр Владимир Путин. 1 июля 2011 года Россия открыла экспорт зерна, временный запрет на который был введен с 15 августа 2010 года. Вводя запрет, власти пытались не допустить внутреннего дефицита и роста цен на зерно вследствие засухи 2010 года и резкого падения урожая.

Экспорт зерна – в основном фуражного – продолжает оставаться механизмом реализации излишков, не востребованных внутренним рынком. А ведь для России с ее территорией этот бизнес мог бы стать такой же "золотой жилой" как, например, нефтегазовый сектор, передает ПРАЙМ.

"У нас есть все возможности в этом году не проводить никаких ограничений на дальнейший экспорт зерна, который, как мы и планировали и докладывали вам ранее, может достигнуть 27 миллионов тонн", - сказал он, добавив, что "переходящие остатки /избыток зерновых ресурсов над их использованием прим.ред/ с учетом хорошего урожая прошлого года составляют 94 миллиона тонн", рассказал в понедельник Путину первый вице-премьер правительства Виктор Зубков, курирующий в кабинете министров сельское хозяйство.

Благоприятная погода и поддержка аграриев со стороны государства помогли в 2011 году собрать на 54% зерна больше, чем в 2010 году. Полученный урожай позволяет полностью обеспечить все внутренние потребности и поставить за рубеж в течение сельскохозяйственного сезона /с 1 июля 2011 года по 30 июня 2012 года/ 25 миллионов тонн зерна, говорила в прошлом году глава Минсельхоза Елена Скрынник. До этого рекордным оказались объемы экспорта зерна в 2008 - 2009 года – около 22 млн тонн.

В планах государства к 2020 году увеличить ежегодные объемы экспорта зерна до 40 млн тонн.

Похоже, государство не смущает тот факт, что площадь пахотных земель за 15 последние лет в России сократилась на 10 млн га, причем более 30 млн га сельхозугодий используются нецелевым образом. Та же Скрынник в свое время подсчитала, что по площади пашни на душу населения Россия входит в первую пятерку стран мира и в 3,3 раза превосходит среднемировой показатель. "Однако по эффективности землепользования мы заметно отстаем и, располагая 9% сельхозугодий планеты, производим всего 1,5% ВВП мирового сельского хозяйства, - констатировала министр. - Происходит качественное ухудшение всего земельного ресурсного потенциала АПК, снижается плодородие земель. При этом земельные права подавляющего большинства сельхозпроизводителей, как юридических лиц, так и граждан, должным образом не оформлены. Из 12 млн собственников земельных долей лишь 3,5% имеют государственную регистрацию прав. Не оформление земельных участков в собственность препятствует привлечению долгосрочных инвестиций в отрасль под залог сельскохозяйственных земель".

При этом экспорт зерна - это не просто привлечение денег в российское сельское хозяйство, но решение вопроса по изъятию излишков зерна с рынка для стабилизации внутренних цен. Россия производит все больше зерна, потребляет все меньше хлеба. "За последние три года, потребление печеного хлеба, согласно обследованию домашних хозяйств, сократилось на 5 килограмм на душу населения – это огромные цифры", - подсчитал Корбут. При этом экспорт зерновых становится все менее выгодным, отмечает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

Выходом из положения может стать использование биотехнологий, глубокая переработка зерна с целью производства сырья для промышленности. Повышать добавленную стоимость в сельском хозяйстве нужно, равно как и менять структуру российского экспорта зерна, например, в пользу твердых сортов пшеницы - это выгоднее и перспективнее, согласен советник по сельскому хозяйству председателя Совета Федерации Леонид Холод. При этом он напоминает, что последние 10 лет спрос на продовольствие в мире растет быстрее, чем производство сельхозпродукции. "Производительность и дисциплина труда в нашем сельском хозяйстве ниже, чем в США или Европе. Поэтому нужно начинать повышать культуру труда в сельском хозяйстве ", - говорит Холод.

Он также отмечает, что после вступления России в ВТО условия на рынках для наших экспортеров ужесточаться. Напомним, что, желая произвести приятное впечатление на ВТО, Россия долгое время воздерживалась от экспортных субсидий на аграрную продукцию, в частности, на зерно.

Пока палитра мер господдержки экспорта довольно бедная, считает президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский. Он объясняет экспортные программы не рентабельностью аграриев, а их желанием уменьшить убытки.

По словам Ивана Старикова, в прошлом замминистра экономики /курировал в министерстве сельское хозяйство/, у аграриев три извечных проблемы – "водка, сводка и погодка". В прошлом году главным союзником сельхозпроизводителей стала как раз хорошая погода, и, похоже, правительство, собираясь увеличить к 2020 году экспорт зерна в два раза, надеется главным образом на хорошую сводку.

В свою очередь, эксперты уверены, что без поддержки государства задачу экспансии на мировом рынке нашим аграриям не решить. У бизнеса другой горизонт планирования, нет геополитического подхода к постановке целей. В межправительственных переговорах на высшем уровне обсуждаются вопросы поставки вооружения, но агропродовольственная продукция и, в частности, зерно является не менее перспективной темой в рамках международного разделения труда и наполнения российской экономики деньгами.

Источник:  Агентство АгроФакт