Российские производители триумфально возвращаются на международный рынок зерна после сильнейшей засухи 2010 года. Значительную помощь зерновым трейдерам оказала напряженная ситуация вокруг Ирана.
По итогам текущего сельскохозяйственного года (начинается 1 июля 2011-го и заканчивается 30 июня 2012-го) у России есть шанс обновить собственный рекорд по экспорту зерна, который, по разным оценкам, достигнет 25 - 28 млн тонн, сообщает РБК.
Правда, в феврале темпы экспортных отгрузок, например, пшеницы довольно заметно снизились — на 13% к январскому уровню и на 34% по сравнению с февралем 2011 года. Однако, полагает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов, пока нет серьезных оснований для продолжения такой тенденции.
Предыдущий российский рекорд был установлен в 2008 году, когда на экспорт было отправлено 23,5 млн тонн, что позволило стране занять второе место после США. В предкризисный 2009-й Россия сумела потеснить ЕС и США на рынке крупнейшего мирового импортера зерна — Египта. На долю РФ тогда приходилось до 60% египетского импорта. Накануне засухи 2010 года российские экспортеры готовы были бросить перчатку американцам в борьбе за мировое лидерство по экспорту пшеницы.
После природных катаклизмов и пожаров 2010 года правительство РФ столкнулось с резким ростом внутренних цен и перестраховалось, полностью запретив экспорт зерна. "Даже если бы экспорт зерна не закрывали, все равно никакого дефицита мы бы не получили. Трамбовали только ради того, чтобы в предвыборный период как-то удержать цены от роста, но в результате отдали рынок конкурентам", — посетовал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
В результате Россия резко ослабила свои позиции на рынке Египта, хотя закупки возобновились практически сразу после отмены эмбарго. Вице-президент государственного трейдера Египта Номани Номани даже заявил, что Египет будет осторожен в сделках с российским зерном, поскольку ему пришлось докупить на рынке более полумиллиона тонн, чтобы компенсировать российское эмбарго.
Пока осторожность Каира удается компенсировать за счет Ирана, который закупает у России большие объемы, что в условиях действующих против него санкций неудивительно
"Никаких рынков в прошлом году Россия не теряла. Мы просто временно с них ушли. Но наше возвращение стало не менее неожиданным и триумфальным, чем уход. Об этом свидетельствуют рекордные показатели текущего экспорта", — заявил "Росбалту" аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов.
Основными рынками для российского зерна по-прежнему являются Северная Африка и Ближний Восток. Наиболее крупные поставки идут в Египет, Турцию и Иран. Также традиционно большие объемы импортируют Саудовская Аравия, Сирия, Иордания и Ливия. Экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион невысок — логистика не позволяет конкурировать на равных с США и Австралией.
Сама Россия в среднем потребляет ежегодно около 65 млн тонн зерна. Урожай прошлого года составил 94 млн тонн, а переходящие остатки предыдущих лет — еще 22,4 млн тонн. Таким образом, даже отправив на экспорт 25 млн тонн, примерно такой же объем россияне оставят в "закромах родины", что позволяет аналитикам достаточно спокойно относиться к возможности повторения погодных аномалий будущем летом. "Мы имеем достаточные запасы, поэтому нехватки зерна не ожидается. От засухи никто не застрахован, но страна не может вечно хранить десятки миллионов тонн зерна в ожидании засухи. Это слишком накладно и губительно для инфраструктуры", — подчеркнул Олег Суханов.
Сдерживают экспорт гигантские масштабы страны: транспортировка зерна очень дорога и занимает много времени, особенно из отдаленных регионов Урала и Сибири. "В ближайшее время вряд ли удастся радикальным образом улучшить данную ситуацию", — полагает Суханов.
Впрочем, открытые настежь экспортные ворота позволили российским трейдерам заметно поднять внутренние цены на зерно в последние месяцы. Пшеница 3 и 4 класса подорожала примерно до 6700 рублей за тонну, хотя еще 3 месяца назад в центре России ее можно было купить за 5200 рублей. Эксперты объясняют рост цен традиционными сезонными факторами, а также международной конъюнктурой — прежде всего, напряженным балансом по кукурузе.
Как будут дальше двигаться цены — во многом зависит от прогнозов на урожай будущего года. Более-менее точные появятся лишь ближе к маю. В феврале министр сельского хозяйства Елена Скрынник объявила, что, несмотря на сильные морозы, озимые перезимовали несколько лучше, чем обычно — гибель посевов она оценила на уровне 6% вместо среднегодовых 10%. Министр рассчитывает, что урожай-2012 будет не меньше, чем годом ранее, то есть около 94 млн тонн. В этом случае внутренняя конъюнктура не станет причиной для роста цен. И все будет зависеть от результатов уборочных кампаний в других странах. Впрочем, это благоприятный прогноз, осуществимый при хороших погодных условиях.
Источник: Агентство АгроФакт