На 5-й ежегодной конференции Ассоциации Производителей Посадочного Материала обсуждалось состояние российского рынка декоративных и плодовых растений.
Рост объемов работ по озеленению и благоустройству в России продолжается, однако до 90% декоративных растений, продающихся в стране, выращены в европейских питомниках. Это означает, что польские и немецкие специалисты получают за счет российского рынка рабочие места, экономика европейских стран получает дополнительные налоги, и ровно столько же недополучает российская экономика. А между тем логика и здравый смысл указывают на то, что Россия может и должна сама производить растения для собственного садоводства, озеленения благоустройства.
Объективные условия для этого в избытке: необъятные площади сельскохозяйственных земель, чистая вода, климатические условия на любой вкус – от умеренного климата Средней Полосы до субтропиков Краснодарского края.
Что же мешает заполнению рынка продукцией отечественных питомников?
Во-первых, возраст. Европейские питомники - лидеры рынка - имеют опыт производства от десятков до сотен лет, причем часто это династии, передающие секреты мастерства во многих поколениях. В России возраст большинства питомников растений не превышает 10 лет, и только в самые последние годы возникновение новых питомников стало массовым явлением не только в богатом на покупателей Подмосковье, но и в других регионах России. Это было видно и по географии участников конференции - от Калининграда до Уссурийска, от Тюмени до Краснодарского края.
Конечно, молодой возраст – это преходящий фактор. За последние пять лет объем производства и технологическое оснащение российских питомников быстро растет, однако доля импорта почти не сокращается.
Еще одна причина господства импорта – недостаточно развитая товаропроводящая сеть на российском рынке растений. Невозможно любому, даже самому эффективному питомнику, предложить потребителям сразу весь ассортимент необходимой продукции, и без кооперации, хорошо развитой в Европе, конкурировать с импортом сложно. Но и это временно, поскольку с наполнением рынка появляются крупные национальные дистрибьюторы, новые садовые центры, ориентированные на российских поставщиков.
Сложнее обстоит с помехами, исходящими от недостаточно благоприятного экономического климата. Сложилась ситуация, когда деятельность госструктур направлена не столько на развитие экономики, сколько на сохранение за собой контролирующих функций, часто избыточных, над коррупционно емкими отраслями. Однако и в этом отношении грядут перемены. В стране идет административная реформа, цель которой - устранение избыточных функций государства; меняется законодательство в пользу экономики развития. Новые законы проходят обязательную процедуру оценки административного воздействия. За последний год Ассоциация питомниководов вступила в диалог с Минсельхозом и Россельхознадзором, приняла участие в обсуждении новых законов о карантине и о семеноводстве. Быстрых перемен, конечно, ожидать не приходится, но есть уверенность, что новые законы будут значительно более благоприятны к отечественным сельхозпроизводителям, а количество инстанций, имеющих право на проверки и штрафы, уменьшится на порядок.
Еще один важный шаг к развитию российского рынка растений сделала Ассоциация на прошедшей V конференции. АППМ приняла новые отраслевые стандарты на продукцию питомников плодовых и декоративных растений.
Старые ГОСТы на деревья и кустарники, сохранившиеся без изменений со времен, когда не было не только рынка посадочного материала, но и вообще рынка, к недоумению производителей растений, продолжают использоваться некоторыми чиновниками при заключении контрактов на муниципальное озеленение. Эта проблема обсуждалась на тематических конференциях и круглых столах уже несколько лет, однако каждый раз дискуссия упиралась в одно и то же: пока новых стандартов нет, дискутировать особенно не о чем. И вот, в результате тщательной многолетней работы, АППМ приняла новые стандарты на растения, соответствующие современному состоянию рынка, современным технологиям производства и современному ассортименту растений.
В экспертный совет, продолжающий работу над стандартами на посадочный материал, вошли лучшие специалисты в области питомниководства: крупнейшие производители посадочного материала, представители ландшафтного профессионального сообщества, ученые-растениеводы.
Источник: Агентство АгроФакт