В рамках Международного кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» подготовлена подборка материалов, посвященная условиям вхождения нашей страны в ВТО. Мы предлагаем их вниманию наших читателей.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

16 декабря 2011 г. в Женеве, в рамках 8-й Министерской конференции ВТО, подписан Протокол по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО).

Протокол подписали Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина и Генеральный директор ВТО Паскаль Лами.

Протокол, после его ратификации, становится международным договором для Российской Федерации. Ратификация российским парламентом договоренностей о присоединении России к ВТО должна быть завершена к 3 июля, а в августе Россия станет полноправным членом ВТО. Переговоры по присоединению России к ВТО, членства в которой она добивалась с 1993 года, были официально завершены 10 ноября 2011 г.

Об основных аспектах соглашения по сельскому хозяйству в рамках ВТО.

В рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях:

Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

Компенсационные меры против сельскохозяйственных субсидий в случае, если они нарушают требования ВТО, вводятся в соответствии с соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.

Соглашение по сельскому хозяйству охватывает 24 группы Гармонизированной системы кодирования товаров. Это группы с первой по двадцать четвертую, соответственно.

Исключением являются рыба и рыбопродукты, эти товары регулируются соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, которые регулируют представление о субсидиях в промышленном секторе. Кроме того, подпадают под соглашение по сельскому хозяйству: шкуры, хлопок, лен, пушнина, шерсть, табачные изделия и алкоголь.

Соглашение по сельскому хозяйству, прежде всего, регулирует предоставление сельскохозяйственных субсидий, под это понятие попадают меры, которые направлены на поддержку сельского хозяйства, на развитие села в целом. При этом налоговые льготы не рассматриваются как субсидии по правилам ВТО. Меры поддержки делятся на два основных блока правил: первое – это внутренняя поддержка, второе – это экспортные субсидии.

Внутренняя поддержка, по правилам ВТО, делится на три корзины. Это – зеленая, желтая и голубая корзины. Основной принцип распределения мер по корзинам – это то, оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю, либо не оказывают. Зеленая корзина – это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений, так называемая разрешенная поддержка.

Меры желтой корзины оказывают искажающее воздействие на торговлю: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее – АМП). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня желтой корзины. Развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%.

Третья корзина, которая выделяется в рамках Соглашения по сельскому хозяйству – это голубая корзина. Это меры, направленные на ограничение производства. Они также как и зеленая корзина, исключаются из обязательств по сокращению, однако, в России такие меры практически не используются. Такие меры, в основном, используются в Европейском союзе.

Министерство экономического развития Российской Федерации о Протоколе по итогам переговоров о присоединении России к ВТО и обязательствам по поддержке сельского хозяйства.

Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках желтой корзины (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю).

Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее – АМП). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению объема желтой корзины.

Обязательства по АМП предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд долларов США (только в рамках желтой корзины) до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008 – 2012 годы. Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд долларов США, что соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского

хозяйства за 2006 - 2008 гг.

При этом обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).

Россия принимает обязательство о связывании объема АМП на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует базовому периоду 2006 - 2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд долл. США, который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд долл. (то есть фактически после присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).

Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. Такие гарантии предложено зафиксировать в форме обязательства о том, что в течение переходного периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках желтой корзины будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержке не будет превышать 30%.

Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО И МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

В настоящее время российский агропромышленный комплекс выходит на новый этап развития, динамику которого будут определять три основных фактора: присоединение России к ВТО, формирование Единого экономического пространства на базе Таможенного союза и решение задач продовольственной безопасности.

Важнейшим фактором является присоединение России к ВТО. Вопрос ВТО - принципиальный для российского сельского хозяйства. В результате переговоров, которые велись 17 лет, были достигнуты одни из лучших договоренностей по условиям для АПК: в ходе переговорного процесса удалось достичь оптимального баланса между защитой интересов отечественного сельхозпроизводителя и доступом иностранных компаний на российский рынок. Достигнуты договоренности по объему государственной поддержки.

Синхронизированы ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила с международными стандартами. Это расширяет возможности российского бизнеса по выходу на международные рынки и создает благоприятные условия для иностранных инвестиций. Главная задача российского АПК - повышение конкурентоспособности.

Россия в рамках ВТО приняла обязательство о связывании объема мер государственной поддержки на уровне до 9 млрд долл. США на период до 2013 года (в 1,5 раза больше, чем запланировано на 2012 год – 5,6 млрд долларов или 170 млрд рублей) и поэтапное его снижение до 4,4 млрд долл. США к началу 2018 года:

в 2012-2013 гг. объем государственной поддержки – 9 млрд долларов США;

в 2014 г. – 8,1 млрд долларов США;

в 2015 г. – 7,2 млрд долларов США;

в 2016 г. – 6,3 млрд долларов США;

в 2017 г. – 5,4 млрд долларов США;

в 2018 г. – 4,4 млрд долларов США.

Меры государственной поддержки структурированы по корзинам. 9 млрд долларов – возможный объем поддержки в рамках желтой корзины. В рамках зеленой корзины (например, строительство жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидии на науку, образование, переподготовка кадров, развитие мелиорации) эти меры не ограничены.

Разработанные мероприятия в проекте Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» будут осуществляться с максимальным использованием инструментов поддержки зеленой корзины, чтобы в рамках правил ВТО не оказывалось непосредственного искажающего влияния на торговлю между странами. При этом ключевые мероприятия государственной программы будут сохранены, в том числе мероприятия по развитию инфраструктуры, социальному развитию села, мелиорации.

В области таможенно-тарифного регулирования снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания составит порядка 2,4% пункта (с 13,2% до 10,8%). Для решения вопросов, связанных со снижением таможенно-тарифной защиты в отношении мяса, особенно свинины, а также сахара, молока и молочных продуктов, в настоящее время проводится работа по выработке мер по смягчению ситуации, в том числе с использованием механизма осуществления продуктово-специфической поддержки.

Обязательства по снижению импортных пошлин:

на живых свиней – с 40% до 5%, на свинину с 15% до 0% внутри квот, с 75 % до 65% сверх квот, на субпродукты с 25% до 15%, при этом ни шпиг, ни субпродукты не попадают под квотирование, не смотря на то, что их суммарный годовой ввоз в РФ составляет порядка 500 тыс. тонн;

на готовые продукты из рыбы - с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года, на рыбное сырье- с 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%;

на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло - с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г., на сухую молочную сыворотку - с 15%, но не менее 0, 35 евро за 1 кг, до 10-15%;

на некоторые корма для животноводства и домашних животных (в том числе,

соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и

орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период;

вводится постоянной плоская шкала импортной пошлины на сахар-сырец на уровне $140 за т., что снижает тарифную защиту отечественных производителей на 25% (ранее производителей российского свекловичного сахара защищали от импортного сахара-сырца плавающей пошлиной, которая в зависимости от цены на мировых рынках росла или снижалась).

Российская Федерация по условиям присоединения к ВТО сохранила возможность использовать тарифные квоты на импортные поставки трех видов мяса (говядину, свинину и мясо птицы), что будет способствовать реализации планов по дальнейшему развитию мясного животноводства и обеспечению населения качественной отечественной продукцией. Принято решение о выделении дополнительно 6 млрд рублей ежегодно в течение 3х лет на поддержку глубокой переработки свинины.

Совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Министерством подготовлен комплекс мер, которые необходимо реализовать для гармонизации процесса адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО:

пролонгация льготы по налогу на прибыль (0%) на весь переходный период до 2020 года (как предусмотрено Минфином, с 2013 года он будет увеличен с 0% до 18%, а в 2016 году – до 20%), а также пролонгация льготы по освобождению сельхозпроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года;

укрепление функций и полномочий Министерства и Россельхознадзора:

1. формирование ведомственной сети научно-исследовательских учреждений в целях разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям, а также для подготовки научных обоснований для принятия соответствующих решений;

2. наделение Министерства и Россельхознадзора дополнительными полномочиями и увеличение штатной численности с учетом задач по адаптации АПК к условиям ВТО;

усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции;

внесение изменений в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, поддержка таких регионов будет относиться к зеленой корзине, а значит – выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям. Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решить задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, исходя из возможностей ВТО.

В контексте данной работы в конце февраля 2012 года планируется проведение обучающего семинара с участием руководящего состава Министерства, представителей других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций. С докладами на семинаре выступят ведущие зарубежные эксперты в сфере ВТО.

Для мониторинга ситуации в агропромышленном комплексе после присоединения к ВТО в Минсельхозе России создана соответствующая Рабочая группа, в которую вошли руководители подразделений Министерства, представители отраслевых союзов и ассоциаций, а также ведущие специалисты по вопросам ВТО в АПК.

В случае возникновения рисков и угроз для отечественного сельского хозяйства в связи с присоединением к ВТО Рабочей группой будут подготовлены соответствующие предложения по их устранению. Для поддержки отечественных производителей возможно использование инструментов защиты от более дешевой импортной продукции (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры, например, в отношении чувствительных товаров – живые свиньи, свинина, молочные продукты, сахар-сырец тростниковый, сахарный сироп, рис и др.), государственной поддержки в объеме согласованном в рамках ВТО и мер по развитию инфраструктуры соответствующих отраслей.

Для адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО и преодоления возможных негативных последствий утвержден соответствующий план действий Правительства Российской Федерации, которым предусматривается проведение ежеквартального мониторинга объемов и стоимостных показателей как импорта на территорию Российской Федерации, так и отечественного производства чувствительных товаров на предмет наличия возросшего импорта.

Материал составлен Татьяной Дамм (бюро проекта в России)

Перевод: Ирина Недошивина (бюро проекта в России), Бригитте Резник

Редактирование: Ольга Оли (бюро проекта в Берлине)

 Источник:  Агентство АгроФакт