По занавес года первый вице-премьер российского правительства Виктор Зубков провел встречу с руководителями предприятий рыбохозяйственного комплекса. Как водится, участники встречи подвели итоги работы отрасли за год и поговорили о планах на будущее. Итоги, в общем, таковы, что не стыдно их обнародовать. Главный из них - растет вылов. По итогам 2011 года, скорее всего, отрасль добудет более 4 млн тонн рыбопродукции.
С 2008-го объем вылова растет ежегодно примерно на 300 тысяч тонн. Вместе с увеличением объемов вылова рыбы растет и финансово-экономическая устойчивость предприятий отрасли. Сегодня уже 77,8 процента компаний, так или иначе вовлеченных в сферу добычи морепродуктов, работают с прибылью. Задолженность по зарплате в целом по отрасли, как выяснилось на совещании, составляет 1,5 млн рублей. Таких цифр нет ни по одной отрасли. Так что задолженность по зарплате у рыбаков - это какой-то курьез, если позволительно такое определение.
При этом средняя зарплата по отрасли составляет 25,4 тысячи рублей, это на 12 процентов выше, чем средняя российская зарплата. По мнению Виктора Зубкова, весь позитив в отрасли – результат того, что здесь создана, наконец, нормативно-правовая база. А также приняты и, что очень важно, работают Концепция и Стратегия развития отрасли до 2020 года. Многие предприятия рыбохозяйственного комплекса пользуются плодами государственной поддержки (это субсидирование ставок по кредитам, снижение платы за пользование биоресурсами, переход на единый сельхозналог). В общем, задачу ежегодного неуклонного роста количественных показателей можно считать выполненной, констатировал Виктор Зубков.
Новая цель – улучшение качества работы отрасли. Иными словами, все, что выловили, нужно с максимальной эффективностью переработать и доставить потребителю. И здесь действительно есть, над чем работать.
Рыбы стало больше, а вот цена на нее, вопреки всем экономическим законам, не падает, а растет. По сравнению с прошлым годом индекс цен на рыбопродукцию вырос почти на 10 процентов. Самое интересное, отметил Виктор Зубков, основная доля прибыли при этом достается не рыбакам и рыбопереработчикам, а оптовому и розничному торговому звену. Понятно, что ситуация с ценами нуждается в исправлении.
К сожалению, не преодолена тенденция роста экспорта сырца. Экспорт в 2011 году превысил 1,37 млн тонн, что примерно на 5 процентов выше прошлогоднего уровня. Но вывозят-то не потому, что за рубежом за рыбу дают более высокую цену (хотя и поэтому тоже), а потому, что катастрофически не хватает перерабатывающих мощностей в родном Отечестве.
Руководитель одной из черноморских рыболовецких компаний сообщил Виктору Зубкову, что все предпосылки для увеличения объемов вылова рыбы у предприятия есть, но на всем побережье нет ни одного завода по переработке. Мало того, и рыбного порта толкового, отвечающего современным требованиям, нет у России на Черном море. Реакция на такое откровение у Зубкова оказалась мгновенной: он попросил руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего уже в январе-феврале подготовить и провести в Анапе совещание со всеми заинтересованными ведомствами, компаниями, банковскими и лизинговыми структурами. Для того, чтобы построить на черноморском побережье рыбные порты, нужны площадки, нужны инвесторы, нужны дешевые и длинные кредиты, нужен льготный лизинг оборудования – да мало ли что еще нужно. (Два слова про личный опыт погружения в проблему. В этом году на отдыхе в Анапе ваш корреспондент безуспешно пытался найти кафе или ресторан с блюдами из местной, черноморской рыбы. И эти личные ощущения безысходности красноречивее любых цифр свидетельствуют о том, что вся «рыбная» инфраструктура на черноморском побережье доведена до ручки. Впрочем, была ли там эта инфраструктура после революции 1917 года, это еще вопрос.)
Или вот еще одна проблема, которую выявило обсуждение? Глава Росрыболовства Андрей Крайний сообщил, что ежегодно дальневосточные рыбаки готовы поставлять в Европейскую Россию до 100 тысяч тонн красной рыбы Северным морским путем. Однако в действующих тарифных правилах рыба отнесена к «прочим» грузам, и поэтому провезти «северами» тонну нефти стоит 400 рублей, а тонну рыбы – 1000 с лишним.
Отдельная история - строительство рыболовного флота. Гендиректор ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин рассказал первому вице-премьеру о том, как компания разместила заказ на строительство рыболовецкого судна на одной из украинских верфей, поскольку российские верфи отказались строить корабль. Теперь, чтобы привести судно на территорию России, нужно заплатить государству налог, размер которого вполне сопоставим со стоимостью самого судна.
К тому же Сергей Саксин считает, что строительство обновленного рыболовецкого флота не под силу отдельным, даже успешным компаниям. Эту роль должно взять на себя государство: оно должно заказывать российским верфям суда одной серии (это удобно в смысле ремонта и обслуживания), а потом через систему лизинга сдавать суда в долгосрочную аренду рыболовецким компаниям.
Чтобы увеличить объем инвестиций в отрасль, Росрыболовство давно предлагало разрешить использовать в качестве залога для обеспечения кредита доли квот по вылову рыбы. У Госдумы пятого созыва руки не дошли до принятия этой важной поправки. Виктор Зубков пообещал, что поучаствует в продвижении этого законопроекта через Госдуму нового созыва.
Источник: Автор Михаил Петров «Крестьянские ведомости»