Завершающийся год оставляет в наследство новому году ряд начатых, но не доведенных до логического конца дел. Среди экономических проблем – реализация принятого в середине декабря решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Дольше других стран – восемнадцать лет – сменяющееся руководство России добивалось признания мировым сообществом своего права войти в число более чем 150 стран-партнеров по ВТО. Добилось. 16 декабря будущие партнеры по глобальному торговому клубу единодушно решили принять в свой состав нашу страну. Теперь в течение полугода российскому парламенту предстоит обсудить и ратифицировать Договор о присоединении Российской Федерации ко Всемирной торговой организации. Вряд ли можно сомневаться, что при нынешнем составе Государственной Думы проект ВТО-2012 будет утвержден.
Потерпевшим же поражение противникам вступления в ВТО остается лишь искать пути снижения рисков от пребывания в рядах новой международной организации. Простор для маневра хоть и не широкий, но есть.
Это признал и премьер-министр Владимир Путин на недавнем юбилейном съезде предпринимателей среднего и мелкого бизнеса «Деловая Россия». Позднее на заседании президиума правительства он отметил: «Я вчера и коллегам из бизнеса говорил, и сейчас здесь, на Президиуме Правительства, хочу повторить: у нас с вами есть несколько месяцев (до полугода) до ратификации, для того чтобы самым энергичным образом проработать все вопросы, которые связаны с защитой отечественного производителя. Это можно сделать в рамках процедур и механизмов, предусмотренных самой Всемирной торговой организацией, но только нужно сделать это своевременно. Там работа на самом деле большая и очень профессиональная, нужно заниматься ею сейчас прямо, немедленно нужно это делать».
Работа эта особенно актуальна для агропромышленного комплекса России. Сколько лет уже говорится о необходимости модернизации сельскохозяйственного производства России, инновационном его развитии. И опыт освоения современных технологий в птицеводстве, свиноводстве, свекловодстве убедительно доказал: инвестиции в аграрную сферу страны способны эффективно решить продовольственную проблему.
Итоги 2011 года – лучшее тому подтверждение. Страна уверенно укрепляет позиции одного из крупнейших экспортеров зерна. Теперь, во многом неожиданно, Россия заявила о готовности выйти на международный рынок сахара. В ближайшее время реальная перспектива – полностью за счет собственного производства добиться удовлетворения внутренних потребностей страны в мясе птицы на уровне продовольственной безопасности. Появляется шанс достигнуть близкого результата и по свинине.
Очевидно, что быстрая модернизация отрасли – а именно такой путь обеспечивает конкурентоспособность российской аграрной продукции - неразрывно связана с инвестиционной составляющей, с увеличением государственной поддержкой. Озвучена и цифра: по словам и экспертов, и высоких представителей власти, Россия имеет возможность увеличивать объемы государственной поддержки ( в пересчете на валюту США) до 9 млрд долларов. Напомним, что сейчас бюджетная помощь оценивается примерно в $4 - 4,4 млрд. И еще одно напоминание: об этих девяти и четырех миллиардах «зеленых» говорят далеко не первый год. Между тем, ВТО на действие этих $9 млрд оставляет российской законодательной и исполнительной власти немного времени: уже к 2018 оду предстоит вернуться на нынешние рубежи господдержки. Между тем, попытки подойти к необходимым объемам поддержки уже в 2013 - 2014 годам были решительно пресечены Министерством экономического развития: по этой причине, судя по всему, был завернут на доработку вроде бы всех устраивавший проект Госпрограммы развития АПК на период до 2020 года.
На днях помощник президента России намекнул, что при ратификации договоренностей по ВТО правительство ожидает непростая дискуссия в Государственной думе, «которая может закончиться дополнительными обязательствами государства по поддержке отдельных отраслей». Станет ли эта возможность реальностью, станет скоро известно.
Между тем, практика выработала эффективные инструменты инвестирования в аграрный сектор. В частности, специальной комиссией Минсельхоза России в 2011 году были отобраны 117 региональных программ 53 субъектов РФ, предусматривающих развитие мясного и молочного скотоводства, традиционных подотраслей сельского хозяйства, проектов по развитию переработки, логистики и инфраструктуры агропродовольственного рынка. В предстоящем году декларирована реализация программ по созданию современных семейных молочных ферм, поддержке начинающих фермеров, возрождению мелиорации.
Намечаются подходы к выводу из критического состояния такой важнейшей для будущего российского села отрасли как сельскохозяйственной машиностроение. Кстати говоря, именно выступление на съезде «Деловой России» президента ассоциации «Росагромаш» Константина Бабкина побудило премьер-министра заявить о необходимости «поковыряться» в зеленой и желтой «корзинах», чтобы найти способы поддержки российских предпринимателей. Глава отраслевого объединения пока предложил создать сельхозмашиностроительный кластер в регионах России. По его мнению, это позволит сохранить действующие производства, провести модернизацию, нарастить производство, увеличить экспорт отечественной продукции, создать новые рабочие места и как следствие, успешно конкурировать с зарубежными компаниями. При этом опять-таки важно, чтобы государство не осталось в стороне.
Очевидно, что такие же решения можно найти и в других сферах АПК. Досадно лишь, что, как всегда, у нас жизненно важные шаги приходится делать в спешке, когда, как говорится, жареный петух клюнул в одно место. Как бы то же самое не получилось и с выбором мер господдержки села, предусмотренных «желтой и зеленой корзинами» ВТО. Пока что об этом фактически не было практических публичных разговоров во властных структурах. Мягко говоря, немногословна и аграрная наука. По крайней мере, почти не затрагивался этот вопрос на недавних крупнейших собраниях ученых: четвертом Всероссийском конгрессе экономистов- аграрников и «никоновских чтениях».
Между тем, вопрос о «желтой и зеленой корзинах» ВТО - это проблема утверждения России на мировом продовольственном рынке, а для огромного числа предприятий АПК – просто вопрос выживания. Напомним, что «желтая корзина» означает направления, финансирование которых (например, субсидии на экспорт продукции) придется сокращать. А вот «зеленая корзина» классифицирует разрешенные меры, о которых страна лишь информирует ВТО. Среди этих мер - поддержка научных исследований, борьба с вредителями и болезнями, подготовка кадров, а также развитие инфраструктуры в части расходов на оборудование и капитальное строительство, включая электроснабжение, дороги и пути сообщения, водоснабжение, мелиорацию. Как утверждают эксперты, по сути, “зеленая корзина” предназначена для сохранения финансирования сельского хозяйства, несмотря на обязательства государства в рамках ВТО. И этим активно пользуются развитые страны.
У нас же для «копания в корзинах» даже кадров не хватает. На тех же «никоновских чтениях» отмечалось, что органы управления АПК испытывают очень большую потребность в кадрах для работы в международных организациях, особенно в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Нас просто сейчас не хватает квалифицированных переговорщиков, специалистов по использованию инструментариев ВТО для наших интересов.
Иными словами, время для принятия ответственных решений есть, но его не так уж много. А потому нужны согласованные несуетливые действия законодательной и исполнительной власти, бизнеса и науки.
Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости».