Выгода от вступления в торговую организацию может составить 580 млрд рублей к 2015 году, но для этого надо открыть страну для иностранных инвестиций, передает ИА «Финмаркет».
Благополучное завершение 18-летних переговоров по присоединению к ВТО – это словно первый снегопад в Москве – все уже почти месяц знали, что вступление случится, но что делать с его последствиями, стали думать только сейчас.
Единственное в этом году крупное исследование того, что произойдет с экономикой России и благосостоянием ее граждан после вступления, выпустили экономисты из российского центра ЦЭФИР в сотрудничестве с европейскими партнерами – бельгийской TML и немецким ZEW. Ученые смоделировали краткосрочные (1 - 2 года) и долгосрочные (5 - 6 лет) эффекты вступления в ВТО.
Исследование (вопреки опасениям части чиновников) не обещает апокалипсиса и даже серьезной снежной бури. Но и разнообразные блага после вступления не прольются на Россию автоматически: государству для усиления положительного эффекта нужно будет начать снимать барьеры для иностранных инвестиций.
Ясно, что одни отрасли, до сих пор защищенные от иностранных конкурентов высокими барьерами, могут серьезно пострадать от расширяющегося импорта, а другие – ощутимо выиграть от улучшения условий экспорта и притока инвестиций.
Но чистый выигрыш промышленности, строительства и торговли к 2015 году может составить 580 млрд руб (не сегодняшних, а образца 2006 года).
Авторы исследования Кристоф Хендрикс (TML) и Наталья Турдыева (ЦЭФИР) пишут:
В целом для экономики вступление в ВТО в ближайший год может обернуться замедлением роста и даже его снижением на половину процентного пункта.
Потом все больше начнет ощущаться благотворный эффект для производства. Но ВВП за 2015 год прибавит за счет вступления менее, чем 1%: скажется ухудшение торгового баланса. Снижение его профицита за счет роста импорта может достигнуть 10 - 12%.
Могут снизиться цены на древесину и изделия из дерева , продукты, транспортные средства и оборудование, одежду, продукты химической и нефтехимической отраслей на 1,5 – 2,5% в краткосрочной перспективе и до 3% в долгосрочной. Это прибавит потреблению до 1,5% роста в долгосрочной перспективе.
Больше всего выиграть должно население. В первые годы после вступления будет расти благосостояние самых бедных слоев населения, в основном благодаря снижению цен на продукты.
В долгосрочной перспективе доминировать будут положительные эффекты уже для обеспеченных россиян. По мере перестройки экономики будет расти спрос на квалифицированную рабочую силу, особенно в секторе бизнес-услуг. Занятость квалифицированных работников вырастет на 1,5%.
Но для достижения максимального положительного эффекта России необходима реформа, которая позволит снизить барьеры для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также открыть доступ международным компаниям, предоставляющим бизнес-услуги. Реформа должна быть проведена в таких секторах, как банковское дело, страхование и финансовые услуги, транспорт и торговля.
В исследовании предложено исходить из консервативного варианта реформы ПИИ – снижении барьеров для иностранных инвесторов на 10%.
Главными пострадавшими должны оказаться отечественные предприятий пищевой промышленности, химические и фармацевтические компании, предприятия легкой промышленности. Возможное сокращение выпуска в этих секторах может составить от 0,5% до 2%. Пищевая и легкая промышленность будут восстанавливаться дольше всех.
Не должно быть проблем у машиностроителей и представителей черной металлургии, из-за снижения стоимости импортного сырья в этих отраслях даже возможен рост.
«Вступление в ВТО должно повысить привлекательность России для инвесторов – это главный и несомненный плюс того, что переговорный процесс все же завершился. Правила игры для них становятся более понятными и предсказуемыми. Участники рынка получают возможность быть защищенными от ситуаций, когда, к примеру, сегодня правительство запрещает экспорт зерна, завтра разрешает, но в любой момент может запретить вновь», – говорит профессор Российской Экономической школы Наталья Волчкова.
Еще несколько лет назад ученые предсказывали России куда более серьезные последствия присоединения к ВТО.
В самом масштабном исследовании последствий вступления России в ВТО – работе Дэвида Тарра и его коллег, сделанной в 2004-2005 годах по заказу Всемирного банка, прогнозировалось, что цветная металлургия увеличит выпуск на 40%, а черная – на 10%. А пищевая промышленность, металлообработка и машиностроение потеряют 13 - 14%.
Тарр, правда, использовал в расчетах другую модель российской экономики и оптимистично полагал, что сразу после вступления государство снизит барьеры для инвестиций на 50%.
Тогда Россию в ВТО не взяли, но она продолжила проводить необходимые для вступления реформы, прежде всего – открывать свой рынок для импорта.
Между 2001 и 2003 гг. средние тарифы в России выросли с 11,5% до 13-14,5%, на этом же уровне они были и в 2004-2005 гг.
Самыми высокими были тарифы в пищевом секторе и легкой промышленности – 23,1% и 19,5% соответственно, но высокие ставки не привели к увеличению объемов производства, отмечает Тарр.
За время ведения переговоров по присоединению Россия существенно улучшила состояние дел в таможенно-тарифной сфере, в 2008 -2010 гг, по данным Минэкономразвития, средний тариф составлял уже 10,3%.
После переходного периода, отведенного на поэтапное снижение импортных пошлин на так называемые «чувствительные группы товаров», средний тариф должен снизиться до 7,1%.
По расчетам ЦЭФИР, средний тариф в пищевом секторе сейчас составляет всего 15% , после вступления в ВТО эта цифра снизится до 12%.
Еще один бывший «рекордсмен по защите» – текстильная промышленность – сейчас, по расчетам ЦЭФИР, имеет весьма скромные 9,5%, которые вскоре превратятся в 7,3%.
Двузначные цифры среднего тарифа после вступления в ВТО останутся в трех отраслях – сельском хозяйстве, обработке древесины и производстве транспортных средств.
Точно такая же история была в Китае: большая часть барьеров там была снята еще до вступления в организацию в 2001 году. За десять лет КНР благодаря членству в ВТО смогла резко увеличить производство в легкой промышленности, а остальные отрасли (например, производство электроники) не получили существенной выгоды, а некоторые (производство автомобилей), даже потеряли.
Получается, Россия уже прошла значительную часть пути к открытой экономике. Не даром премьер-министр Владимир Путин, в апреле задался вопросом: «На хрена им нас принимать [в ВТО], если мы и так все исполняем?»
Но после церемонии подписания документов в Женеве, чиновники вновь испугались последствий вступления. В среду премьер обещал подумать, как защитить интересы отечественных производителей, напомнив, что до формального членства в ВТО еще есть полгода.
По прогнозу нескольких правительственных ведомств, данные которого цитирует газета «Известия», суммарные потери легкой промышленности России от вступления в ВТО в ближайшие несколько лет могут составить около $100 млн. В 2012 году объем текстильного и швейного производства может упасть на 25%, производство обуви и изделий из кожи – на 55%.И только руководитель переговорной группы по вступлению в ВТО Максим Медведков, потративший на присоединение к организации значительную часть своей жизни, напомнил, что ни одно из исследований не подтверждает серьезного ущерба от вступления в ВТО для какой-либо отрасли.
Источник: Агентство АгроФакт