Доклад Росгидромета "Об особенностях климата на территории РФ за 2010 год фиксирует "аномальность" засухи прошлого года, вызвавшей потери до 50% урожая зерновых в основных "хлебных" регионах РФ в сравнении с урожайным 2008 годом.
При этом "запасы продуктивной влаги" весной 2008 и 2010 годов "оказались практически идентичными". Сильная почвенная засуха охватила территорию Центрального, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов лишь в июне и июле 2010 года, однако в результате "засуха 2010 года оценивается как наиболее значимая за последние 60 лет", недобор урожая яровых "превысил 50% от уровня урожая 2008 года", пишет газета «КоммерсантЪ».
Однако приведенные в докладе данные о последствиях сильнейших засух за последние 60 лет свидетельствуют: потери черноземных районов РФ, являющихся основными производителями зерновых, имеют тенденцию к росту. Метеорологи объясняют этот эффект незначительными проявлениями климатических изменений — замедлением роста январских температур при сохранении или незначительном ускорении роста июльских и многолетним трендом на снижение количества летних осадков при сохранении их уровней весной.
Важно, однако, что расчеты Росгидромета сделаны "в предположении отсутствия агротехнических трендов" и "рассматриваются как прямой результат влияния климатических факторов (в данном случае — засух)". Насколько корректно такое предположение, Росгидромет не оценивает, несмотря на очевидное технологическое развитие АПК РФ в сравнении с сельским хозяйством СССР образца 1951 года.
Отличия в климатических условиях РФ, впрочем, эффективно компенсируют колебания урожайности: так, в годы интенсивных засух в европейской части Сибирь, как правило, обеспечивала ее прирост.
Проблемой, как отмечалось на прошедшем 7 декабря 2011 года в Москве Международном зерновом форуме, является логистика. По оценке представителя госзернотрейдера ОАО ОЗК Дмитрия Гранта, "в регионе ежегодно выращивается на 3 - 5 млн тонн зерна больше объема, необходимого для внутреннего потребления", а к 2020 году "этот показатель может быть увеличен до 8 - 10 млн тонн в год". Естественным выходом из ситуации в ОЗК называют "создание экспортного зернового коридора через Дальний Восток": ОЗК уже подписала соглашение с ООО "Дальпорт" о совместном строительстве мощного зернового терминала на Дальнем Востоке.
Источник: Агентство АгроФакт