На сегодняшний день мясное скотоводство в России существует скорее виртуально, чем в действительности. В официальной статистке, как и в новостных лентах, показателям по отрасли если и отводится место, то только в самом конце. О причинах сложившейся ситуации, и о том, как на нее влияет потребительский спрос, мы беседовали с директором института аграрного маркетинга Еленой Тюриной.
Сегодня в отрасли ситуация такова, что развития дотационных направлений, каким является мясное скотоводство, возможно, по большей части, только за счет более рентабельных отраслей. Именно поэтому практически все удачные примеры развития мясного КРС (крупного рогатого скота) в России сконцентрированы в крупном бизнесе.
Сложностью является еще и то что, для большей части населения конечный продукт мясного скотоводства - мраморная говядина остается нетрадиционным товаром.
Среднестатистический потребитель не готов платить большие деньги за неизвестную ему продукцию, он просто не знает, чем она отличается от обычной говядины. Аналогичная ситуация, кстати, в свое время была и с мясом индейки. Чтобы переломить ситуацию, необходимо повышать уровень знаний о такой продукции.
Мясная говядина вообще в основном продукт для HORECA и премиального сегмента. Сегодня ее объем составляет менее 1% от всей емкости мясного рынка, до 2012 года запланировано увеличение этого показателя до 2%, но надо понимать, продукт достаточно сложен для реализации. На данный момент мясное скотоводство дает порядка 100 тыс. тонн, если отрасль выйдет на производство 300 тыс. тонн, думаю, это будет пределом развития рынка. Спрос на продукцию ограничен, и это еще одна причина, почему в отрасль не идут инвестиции.
Тем не менее, говорить о том, что мясное скотоводство исключительно убыточное и неперспективное производство, не стоит. На сегодняшний день есть примеры, успешной работы ряда фермерских хозяйств. Такие предприятия существуют на территории Калужской, Тульской областях, республики Алтай, их крайне мало, порядка 15-20 на всю территорию России, но, тем не менее, они есть.
Таких хозяйств могло бы быть больше, если бы они имели доступ к государственным субсидиям. Сегодня же ситуация такова, что фермеры не имеют даже залоговой базы, они работают на голом энтузиазме.
Проблемы есть и при реализации продукции. Для рядового потребителя, ориентирующегося на цену мясомолочной говядины, стоимость мраморной говядины слишком высока. Так, по сравнению с мясом птицы, стоимость мраморной говядины выше в 6 - 7 раз. Высока она и для мясного рынка в целом. Как следствие, фермеры вынуждены продавать часть продукции по нерентабельной для себя цене. Именно поэтому, сегодня можно встретить мраморную говядину и в супермаркетах, и даже на колхозных рынках по вполне приемлемым ценам.
К примеру, стоимость мраморной говядины на кости (продукции не премиального сегмента), немного отличается от стоимости обычной говядины. В премиальные продажи идет небольшая часть туши.
В принципе, если рынок будет развиваться, то востребованность продукции будет уже при стоимости выше мясомолочной говядины всего на 20-30%. Но для этого ситуацию необходимо менять, доводить до потребителя больше информации о продукте.
Сегодня же сокращается потребление даже обычной говядины, увеличивается потребление птицы и свинины, что для отечественной, как общемировой, структуры потребления совсем не свойственно. Если брать структуру потребления мясной продукции на Европе и США, то почти везде говядина является наиболее востребованным продуктом.
Так, в центральной Европе наиболее популярна говядина, и только потом свинина, и птица, в Америке - говядина, индейка, свинина. Если говорить о Канаде, то здесь ситуация несколько иная, на первом месте стоит мясо свинины и только потом птица и говядина.
В России до недавнего времени, как и во всем мире,
потребление говядины было на первом месте. Поголовье молочного стада
обеспечивало говядиной всю страну. Сейчас ситуация изменилась. Если в 2000 году
потребление говядины в структуре потребления составляло 47%, то теперь только -
23%, и составляет
Кроме того, одним из основных факторов развития той или иной отрасли, помимо потребительских исторически сложившихся предпочтений, является способность отрасли поддерживать эту тенденцию. В России производство эту тенденцию поддержать не смогло. За ненадобностью конечной продукции, скотоводство сегодня постепенно уходит из основных отраслей мясной отрасли. Так, в проекте госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 средства на поддержку мясного скотоводства не предусмотрены.
Конечно, вся мясная продукция, как носитель белка, взаимозаменяема. Но надо понимать, чем для страны может обернуться и отсутствие мясного КРС. Во-первых – мы окажемся в ситуации, когда полностью будем зависеть от импорта. Во-вторых - стоимость говядины окажется слишком высокой для конечного потребителя, и ее перестанут покупать. По той же причине, а также по причине сложности приобретения, будут отказываться от данной продукции, замещая ее на другое, более доступное сырье, мясокомбинаты. Эта тенденция, кстати, прослеживается уже сегодня.
Можно констатировать, что при подобном развитии событий говядина будет постепенно выходить из потребительского рациона. Более того, вполне возможно, что со временем мясное скотоводство перейдет в разряд узкоотраслевых производств.
Конечно, полностью говядина не исчезнет, как побочный продукт молочного животноводства она останется, но надо понимать, что качество такого продукта сильно отличается от мраморной говядины.
Источник: Николай Немчинов «Крестьянские ведомости»