О том, на каких условиях Россия теперь будет строить экономические отношения с партнерами, о выгодах и перспективах для бизнеса рассказал в интервью РИА Новости глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков.

 

Концепция внутренней поддержки ВТО предполагает деление всех мер на несколько так называемых ящиков в зависимости от степени искажающего влияния на торговлю: "янтарный ящик", "зеленый ящик", "голубой ящик".

 

 

 

"Зеленый ящик" включает меры, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю.

 

 

 

 

Общими критериями ко всем программам поддержки в рамках "зеленого ящика" является предоставление субсидии за счет средств бюджета, а не за счет средств потребителей, наряду с этим следствием поддержки не должно являться поддержание цен. Более подробно критерии программ "зеленого ящика" прописаны в Приложении 2 Соглашения. При соответствии данным критериям меры поддержки освобождаются от обязательства по сокращению. Такие меры направлены на формирование инфраструктуры, подготовку кадров, компенсации потерь в результате стихийных бедствий и т.д.

 

 

 

Меры "голубого ящика" включают в себя программы, направленные на самоограничение производства. При этом выплаты из государственного бюджета должны быть связаны с фиксированным поголовьем скота, либо привязаны к фиксированным площадям и урожаям, либо выплаты производятся в расчете на 85% или менее от базового уровня производства.

 

 

 

 

Такие программы также освобождаются от обязательства по сокращению и ограничению в объемах, при этом рассматриваются как меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. Меры "голубого ящика" реализовываются в ЕС (вводятся в целях преодоления спада цен на оптовых рынках), Японии, США, Норвегии.

 

 

 

Меры "голубого ящика" условно считаются не оказывающими искажающего воздействия на торговлю.

 

 

 

 

"Янтарный ящик" включает меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, не попадающие под критерии "зеленого" и "голубого ящиков": ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться.

 

 

 

Обязательства по объемам "янтарного ящика" фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее - АМП). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня "янтарного ящика". Развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%.

 

 

 

 

Страны, присоединившиеся к ВТО с 1995 г., в основном также берут на себя такое обязательство. Исключением является Болгария (на 79% за 3 года), Македония, Вьетнам, Украина - без сокращения.

 

 

 

Присоединяющаяся страна по правилам ВТО должна согласовать с членами ВТО объем поддержки аграрного сектора в рамках "янтарного ящика" на основе реальной поддержки за репрезентативный период. Обычно в качестве репрезентативного периода устанавливаются три года, наиболее приближенные к моменту согласования обязательств.

 

 

 

 

Все меры "янтарного ящика" делятся на продуктово-специфическую поддержку и продуктово-неспецифическую поддержку.

 

 

 

Продуктово-специфическая поддержка - поддержка, предоставляемая на производство, продажу, транспортировку и т.д. конкретных сельскохозяйственных товаров. Такие меры включают в себя поддержку рыночных цен, субсидии на отдельные виды продукции. В данную категорию в случае наличия информации по объему поддержки в отношении конкретных товаров могут также включаться компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых животноводческими комплексами, молочными фермами и птицефабриками, компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственных грузов.

 

 

 

 

Продуктово-неспецифическая поддержка - поддержка, предоставляемая государством на производство, но которую невозможно распределить по отдельным товарам. К таким программам относят льготирование потребления сельхозтоваропроизводителями электроэнергии, предоставление льгот по оплате стоимости горюче-смазочных материалов, кредитование сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях, капиталовложения производственного назначения.

 

 

 

Важным принципом правил регулирования внутренней поддержки ВТО является de minimis, который представляет собой пороговый уровень финансирования мер "янтарного ящика" и который является своеобразным количественным критерием искажающего эффекта на торговлю. Для развитых стран de minimis составляет 5 и менее процентов стоимости всей произведенной сельскохозяйственной продукции. Для развивающихся стран этот показатель равен 10%.

 

 

 

 

Предполагается, что 5-процентный объем поддержки в валовой стоимости произведенной продукции оказывает минимальное искажающее воздействие на торговлю, поэтому в отношении de minimis не применяется сокращение и такие субсидии исключаются из расчетов обязательств по объемам поддержки.

 

 

 

Уровень de minimis может быть обязательством члена ВТО. В таком случае член ВТО имеет право на использование объемов поддержки строго в пределах 5-процентного порогового уровня.

 

 

 

 

Принцип de minimis применяется в отношении продуктово-специфической и продуктово-неспецифической поддержки. Для каждого из видов устанавливается 5-процентный лимит для развитых и 10-процентный - для развивающихся и наименее развитых государств соответственно. Например, государство может использовать поддержку отдельных сельскохозяйственных товаров на уровне не выше 5% и одновременно реализовывать программы субсидирования, относящиеся к продуктово-неспецифическим, на уровне ниже или равном 5% от валовой стоимости всей сельскохозяйственной продукции.

 

Источник:  Агентство АгроФакт