Согласно последним данным министерства сельского хозяйства, в Оренбургской области кукурузы намолочено более 52 тысяч тонн, подсолнечника - 461 тысяча тонн. Полагаясь на опыт прошлых лет, весной землепашцы засеяли поля подсолнечником и кукурузой, в надежде на прибыль. Вот только расчет может не оправдаться - часть кукурузы до сих пор на полях.

Мороз сковал влажный подсолнечник, а значит, при уборке будут потери. Но, по словам фермера Анатолия Галактионова, это еще семечки. По сравнению с тем, что урожай не продать. Областная тенденция: крестьяне в прошлую посевную бросились сеять подсолнечник, будто это палочка-выручалочка. 540 тысяч гектаров. Сложили, так сказать, все яйца в одну корзину, намолотили 541 тысячу тонн - вдвое больше, чем в 2010. Тогда стоимость тонны доходила до 40 тысяч. Сейчас – 5 - 6, передает телеканал ГТРК Оренбург.

Чтобы как-то поднять подсолнечник в цене, фермер из Новосергиевского района Виктор Келлер сеет кондитерские сорта: лакомка, орешек. Фасует семечку в пакеты.

“Порядка 70 рублей выходит, если по пакетам продать”, - сказал фермер Виктор Келлер. То есть 70 тысяч рублей за тонну. Но помимо рентабельности, еще есть конкуренция. Да и вряд ли глубокий цикл переработки семечки отдельных производителей спасут рынок от перенасыщения. Остается одно. "Вывезти этот подсолнечник за пределы области. Другого варианта не дано. Каждый день с ж/д получаем, сколько вагонов, как загружены. Ситуация в лучшую сторону поменяется в ноябре. А хотелось бы, чтобы в октябре поменялась", - отметил заместитель председателя правительства - министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Сергей Соловьев.

Многие фермеры уже вывозят подсолнечник, даже не продав его. В частности, для сорочинских семечек на родине хранилища не нашлось. Благо, в других регионах согласились приютить урожай из Оренбуржья. "Я везу подсолнечник в Самарскую область. Сорочинск не принимает", - сетует водитель зерновоза Александр Захаров.

А ведь местным крестьянам весной говорили - проблем с хранением урожая не будет. Для этого в Сорочинске организовали целых два частных предприятия - "Сорочинский элеватор", принимающий подсолнечник, и "Комбинат хлебопродуктов", занимающийся остальными культурами. В ранние утренние часы у обоих элеваторов очередь. Подсолнечник если принимают, то только элитный. А машины с кукурузой разворачивают вообще. "Мы не можем сдать ни одной тонны ни на один элеватор. Хотя с Сорочинским элеватором у нас есть договор по приемке кукурузы. Но нам говорят - пока их холдинг убирать не начнет, нашу кукурузу принимать не будут", - рассказал председатель КФХ "Мария", председатель ассоциации фермерских хозяйств Оренбургской области Александр Хижняк.

А ведь кукуруза в этом году - спасение для многих хозяйств. В отличие от других культур, за нее дают хорошую цену - десять тысяч за тонну. "Зерно востребовано, но его надо довести до кондиции - просушить. А у нас сушилки нет", - добавил Александр Хижняк.

Где сушить полторы тысячи тонн зерна кукурузы, фермер Александр Хижняк не знает. Одна надежда на элеватор, именуемый "сорочинским комбинатом хлебопродуктов". Но его директор Алексей Размолодин не пустил съемочную группу на элеватор. И только по телефону заверил, что у него для кукурузы места нет.

"Сорочинский элеватор хлебопродуктов", похоже, работает только в интересах собственного хозяйства. Оно начнет уборку кукурузы не раньше, чем через неделю. Как раз, когда другие фермеры лишатся своего урожая. "Если ее не просушить в течение четырех-пяти дней, то кукуруза отсыреет и погибнет. Сгорит", - считает Александр Хижняк.

Царица полей может так и остаться в поле. Теперь крестьяне уже не торопятся убирать кукурузу на зерно. Выращивание этой культуры, всегда считавшееся выгодным, вдруг стало убыточным. А все потому, что на элеваторах для кукурузы не нашлось места.

Эта ситуация для нашей области в общем стандартная. Как только в один год у нас случается неурожай гречки или растут цены на подсолнечник, на следующий год все кидаются сажать дефицитные культуры без оглядки на мощности их обработки. В Минсельхозе об этом знают, и в общем даже предупреждают крестьян. Но четкого механизма, который помог бы планировать производство с/х продукции, до сих пор нет. И это приходится признать.

Источник:  Агентство АгроФакт