Правительство готово изменить сложившийся с 2002 года механизм зерновых интервенций, введя в него право обратного выкупа. Решено, что возможность выкупить сданное государству зерно — только урожая 2011 года — будет предоставлена Минсельхозом производителям с января по май 2012 года.
Продлевать ли действие новых правил дальше, в правительстве еще не определились. Размытость же формулировок правительства уже вызывает возражения экспертов, пишет газета «КоммерсантЪ»
На прошлой неделе первый вице-премьер Виктор Зубков объявил о том, что подготовлено распоряжение правительства о проведении на рынке зерна интервенций с правом обратного выкупа. Он сообщил и то, что «в ближайшие дни оно будет выпущено». По словам вице-премьера, новый механизм позволит тем хозяйствам, которые имеют излишки зерна, реализовать его и тем самым поправить свое финансовое положение. К таким регионам он в первую очередь отнес Курганскую область и Сибирский федеральный округ. Замена уже сложившейся интервенционной практики на рынке зерна в правительстве обсуждалась около двух лет — до октября этого года, когда премьер Владимир Путин на встрече с сельхозпроизводителями в Ставрополе не пообещал решить эту проблему практически в короткие сроки.
Как стало известно “Ъ”, подготовленное решение никак не меняет уже сложившуюся практику зерновых интервенций, дополняя ее лишь одной составляющей — сельхозпроизводитель сможет выкупить это зерно обратно по той цене, по которой он ранее его продал, плюс расходы на хранение. Проект соответствующего распоряжения, подготовленный в Минсельхозе, уже прошел согласование в Минфине и Минэкономики. Как рассказали “Ъ” источники в ведомствах, принимавших участие в разработке документа, правительство вводит новые правила только на один год — выкупить проданное зерно (только урожая 2011 года) крестьяне смогут с января по май 2012 года. Какие правила будут действовать после мая 2012 года, никто из опрошенных “Ъ” чиновников определенно сказать не мог.
По словам одного из чиновников, из правительственного решения не будет однозначно следовать, что уже ставшие традиционными формы товарных интервенций полностью отменяются. Подготовленное решение оставляет за Минсельхозом окончательный выбор, объявлять ли интервенции только с правом обратного выкупа или диверсифицировать закупки в зерновой фонд. Расплывчатость текста решения чиновники объясняют необходимостью обойти проблемы ограничений законодательства о госзакупках, не предусматривающего никаких залоговых операций между госструктурами и частниками. Тем не менее собеседник “Ъ” в Минсельхозе заверил, что подготовленное решение позволит сельхозпроизводителям, сдавшим свое зерно под залог по минимальным ценам и сообщившим о намерении получить его обратно, выкупить залог, оплатив расходы на хранение и страховку зерна.
Нечеткие формулировки распоряжения, однако, не устраивают сельхозпроизводителей. По мнению исполнительного директора центра «Совэкон» Андрея Сизова, новый механизм залоговых операций с зерном оставляет принципиальные изъяны действующего интервенционного механизма без изменений, оставляя его таким же сложнопрогнозируемым, как и раньше: для сельхозпроизводителей желательно заявлять предельные уровни минимальных цен на зерно не в марте, как это положено по действующим правилам, а за год до нового урожая. Он также считает, что реально новый механизм сможет заработать только с четкими и понятными правилами, определяющими стоимость услуг элеватора. «И не только услуг по хранению, но и услуг по отгрузке с точным указанием максимальных сроков этой отгрузки. Элеватор как уполномоченный хранитель может быть заинтересован завышать цены на свои услуги и может быть не заинтересован в отгрузке этого самого зерна в сроки»,— сказал эксперт. Сегодня, по его мнению, новый механизм может оказаться интересным, если цена на рынке зерна опустится ниже 4,5 тыс. руб. за тонну пшеницы третьего класса. «Пока нынешний уровень цен не особенно интересен производителям, чтобы использовать залоговые операции, но при усилении понижательных тенденций в восточных регионах, возможно, этот механизм и заработает»,— считает Андрей Сизов.
Источник: Агентство АгроФакт