Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития и ООН, в период с 2009 по 2017 год продовольствие в мире в среднем может подорожать на 50%. Насколько отечественный АПК готов к тому, чтобы обеспечить должный уровень продовольственной безопасности России?
За последние несколько лет государство много сделало для развития этого сектора экономики. В отрасль пошли инвестиции, она превратилась в один из локомотивов российской экономики. Однако АПК – это не только средства производства продовольствия. Это еще и люди, которые живут и работают на селе, от качества жизни которых в первую очередь зависит выполнение задач по увеличению производства сельхозпродукции. И вот здесь далеко не все так благополучно. Селяне, а это около 27 процентов от населения страны, по сути, являются одной из наиболее многочисленных социально незащищенных групп. Их доходы вдвое ниже среднероссийского уровня. На селе сохраняется высокий уровень безработицы, причем во многих регионах он превышает критическую отметку 10%, пишет «Парламентская газета».
Только 31,8% населенных пунктов подключены к сетям централизованного водоснабжения, 4,5% – к канализации. Уровень газификации составляет 75%, но только две пятых от этой территории газифицированы сетевым газом. На этом фоне выгодно отличается состояние инфраструктуры села в Мордовии, где 51 процент населенных пунктов обеспечены питьевым водоснабжением, а природным газом – уже 79%. Однако это скорее исключение, чем правило.
Значительная часть российского сельского населения живет в условиях транспортной и информационной изоляции. 40 тыс. населенных пунктов не имеют автомобильных дорог с твердым покрытием, более 64 тыс. остаются без автобусного сообщения, в одной трети поселений отсутствует телефонная связь.
Сегодня в АПК действует госпрограмма развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы. И хотя одной из главных задач этой программы является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, все же она в большей степени похожа на бизнес-план с упором на высокие производственные показатели. Имеется также программа «Социальное развитие села до 2013 года», ставшая, по сути, первой, где социальный аспект в развитии села стал приоритетным. Однако по объективным причинам она уже не в полной мере отвечает современным реалиям.
Жизнь на селе пока еще остается непривлекательной для подавляющего большинства жителей. Ситуация, по мнению экспертов, усугубляется еще и тем, что инвесторы, вкладывая деньги в аграрный бизнес, зачастую практически не тратятся на обустройство территорий. Не помог и Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому они получили достаточно полномочий, при этом, однако, забыв про финансы. Кроме того, средства, выделяемые государством на развитие села, рассредоточены по разным целевым программам и, соответственно, управляются различными ведомствами.
В ноябре 2010 года Правительством РФ была принята Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, которая позволяет подойти к проблеме обустройства сельских территорий комплексно. Это и демография, закрепление кадров на селе, развитие альтернативных форм занятости, повышение качества жизни и доходов сельского населения. И теперь наша общая задача, чтобы разрабатываемая в соответствии с концепцией федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», кроме показателей и индикаторов, была наполнена соответствующим финансированием. Ведь село для России это не только производство продуктов питания, это образ жизни, сохранение традиций и культурно-исторического наследия. Не зря же говорят, что в городе живет население, а на селе – народ.
Источник: Агентство АгроФакт