РЖД предлагают наказывать рублем сельхозкомпании, которые подолгу удерживают вагоны. Предложение о введении системы штрафов было озвучено представителем РЖД на рабочем совещании в Минсельхозе.
Не исключено, что будет введена прогрессивная шкала штрафов, но в любом случае эта идея потребует согласования в профильных ведомствах. Участники рынка негативно восприняли предложение и считают, что для начала транспортные компании должны научиться вовремя исполнять заявки на подачу вагонов.
В октябре Минсельхоз создал рабочую группу, в рамках которой решается проблема нехватки вагонов для перевозки сельхозпродукции. В министерстве на очередном заседании в ходе обсуждения пробок на железной дороге представители РЖД и «Русагротранса» озвучили идею о введении системы штрафов за задержку вагонов при погрузке-выгрузке, рассказали РБК daily два участника совещания. Эта тема вчера не получила продолжения, но ее обсуждение, возможно, состоится уже на следующем заседании.
«Нужен какой-то финансовый стимул для освобождения вагонов. Размер санкций будет существенно выше текущих расходов, и, возможно, будет вводиться прогрессивная шкала штрафов (чем дольше простой вагонов, тем больше штраф. — РБК daily)», — заявил один из участников вчерашнего совещания. В настоящее время, к примеру, расходы «Русагротранса» в случае простоя вагона составляют 1 тыс. руб. в сутки.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский соглашается, что, когда действовала система штрафов, оборот вагонов был значительно быстрее. «Отсутствие рычагов влияния позволяет грузоотправителям или грузополучателям держать вагоны сколько угодно долго по времени. И существует целый ряд факторов, из-за которых такие простои могут образовываться», — говорит он.
По данным «Русагротранса», среднее время, затрачиваемое грузоотправителями на погрузку, составляет 100,8 часа, среднее время выгрузки — 52 часа. В то же время норматив на погрузку и выгрузку вагона составляет 24 часа. Для сравнения: согласно советским нормативам, погрузка или выгрузка вагона должна была проводиться за 6 часов.
Практика штрафных санкций за задержку вагонов существовала во времена СССР и постсоветской России — штрафы начислялись с первой минуты задержки вагона. Но после начала реформы РЖД санкции перестали применяться. Сейчас грузодержатели, как правило, используют вагоны как мобильные склады, что приводит к значительному снижению оборачиваемости вагонов, утверждает представитель РЖД Дмитрий Перцев. «Все последние годы мы говорим о возвращении санкций», — отмечает он.
Вчера РЖД сообщили, что в октябре текущего года регламентные сроки погрузки и выгрузки вагонов были нарушены по 8,5 тыс. рейсов. Лидером по простоям вагонов является Ставропольский край. На местных станциях погрузки в среднем находилось 525 вагонов, из них 441 вагон простаивал свыше трех суток, говорится в сообщении компании. Всего же из-за задержек вагонов, по данным «Русагротранса», в минувшем месяце не было перевезено около 500 тыс. т зерна.
Участники рынка негативно воспринимают информацию о возможном введении штрафов. «Неправильно винить во всех бедах грузодержателя. Для начала транспортные компании должны вовремя исполнять заявки на подачу вагонов», — заявил один из собеседников РБК daily.
Источник: Агентство АгроФакт