Модернизация и инновации – эти слова, пожалуй, одни из самых употребляемых среди как политических, так и экономических экспертов. Увы, такая популярность использования терминов обратно пропорциональна их воплощению в реальную практику. К аграрному сектору экономики эта тенденция имеет прямое отношение.
Состоявшийся в конце минувшей недели в Москве 4-й Всероссийский конгресс экономистов-аграрников – новое тому подтверждение. В большом актовом зале ФГБОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А.Тимирязева, старейшего вуза страны, шло обсуждение темы «Экономические проблемы модернизации и инновационного развития АПК».
Именно эти направления сегодня считаются ведущими в решении той жизненно необходимой задачи, о которой говорилось полтора года назад - на предыдущем, третьем конгрессе аграрных экономистов. Напомним, что тогда и сегодня речь идет о путях обеспечения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса. Тем более, что по заявлению представителей администрации президента страны, процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может завершиться уже 15 декабря 2011 года. А это, как отмечалось и на нынешнем конгрессе, таит большие риски для отечественных сельских товаропроизводителей.
За последние годы в АПК по ряду направлений и отраслей достигнуты положительные результаты, отметил президент Российского общественного объединения экономистов-аграрников, вице-президент Россельхозакадемии Иван Ушачев. Это касается производства зерна, семян масличных культур, сахарной свеклы, мяса птицы и свинины. Больше внимания стало уделяться малым формам хозяйствования. Реализуются региональные программы по отдельным сферам производства и социальной жизни села. Страна вышла на мировой рынок не только с зерном, но и с сахаром, растительным маслом, на очереди – мясо птицы и свинина.
Вместе с тем остается фактом, что растет зависимость России от мирового агропродовольственного рынка. В прошлом году импорт составил $36 млрд и в этом году он уже вырос более чем на 25%, отметил И. Ушачев. Макроэкономическая ситуация в стране далека от благоприятной для аграрного бизнеса. Продолжают расти цены и тарифы на энергетические и другие материально-технические ресурсы, остается низкой инвестиционная активность, не повышается реальная доходность сельскохозяйственного производства. Сельский труд остается наименее оплачиваемым.
Выход из этого положения связывается с модернизацией отрасли и ее инновационным развитием. Между тем как раз с этими вещами ситуация в стране остается печальной. Вот какие цифры и факты приводились на конгрессе.
По экспертным оценкам, среди сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь небольшой удельный вес занимают хозяйства, которые можно отнести к пятому технологическому укладу. В основном это предприятия свиноводческого и птицеводческого направления. Сельскохозяйственные организации, крупные крестьянские (фермерские) хозяйства в основном относятся к 3 - 4 укладам. Личные подсобные хозяйства и мелкие фермерские хозяйства в большинстве своем работают на ручном труде и не вышли еще из 2-го уклада.
Однако дело не только в недостаточном уровне технологического развития, подчеркнул, выступая на пленарном заседании, статс-секретарь–заместитель министра сельского хозяйства РФ, академик РАСХН Александр Петриков. Не менее, если не более важная проблема состоит в том, что модернизация в агропродовольственном секторе в последние годы осуществляется в основном путем заимствования зарубежных технологий, машин и оборудования, селекционных достижений, что создает риски обеспечения продовольственной безопасности.
А каков уровень коммерциализации отечественной аграрной науки?
По словам А. Петрикова, около 45% научных организаций РАСХН не имеют патентов, а из зарегистрированных поддерживается только 20%. Используется по лицензионным договорам или договорам переуступки прав еще меньшая доля. В среднем в России сумма роялти и лицензионных выплат на одного исследователя составляет 1,8 $ в год, в то время как в странах ОЭСР – $104,2, в США – $191,5.
Для решения проблем инновационного развития отрасли необходимо, с одной стороны, стимулировать спрос хозяйствующих субъектов на инновации, с другой – обеспечить их предложение. В этой связи, выступавшие на конгрессе отмечали, что предложенный сейчас для обсуждения проект Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 года носит более комплексный характер, чем реализуемый сейчас документ. Он охватывает целый ряд новых направлений, таких как мелиорация земель, развитие перерабатывающей промышленности, проблемы инфраструктуры и логистики, научное обеспечение. Сделана попытка построения «цепочки» - производство, переработка и реализация продукции, что позволяет усилить интеграционные процессы в АПК.
В тоже время экономистов-аграрников тревожит то обстоятельство, что на 2013 - 2014 годы, то есть начало реализации будущей госпрограммы, практически сохраняется уровень федеральной поддержки, сложившейся в последние годы. Это может привести к снижению темпов роста производства, падению доходов сельских товаропроизводителей, замораживанию социальных проектов на селе.
Есть и острые проблемы, связанные с интеграцией АПК страны в мировой продовольственный рынок.
Речь не только о ВТО. Хотя уже сейчас Минэкономразвития требует - вроде бы логично – привести условия господдержки села в госпрограмме-2020 в соответствие с требованиями ВТО. Но аграрии резонно опасаются: не означает ли это требование – в переводе на русский язык – существенное сокращение такой поддержки?
Возникают и вопросы в связи с созданием Таможенного союза, подписанием восьмью странами СНГ Соглашения о зоне свободной торговли, формированием Евразийского экономического союза. Они во многом связаны с необходимостью синхронизации внутренних аграрных политик и таких ее составляющих как государственная поддержка, ценообразование, других экономических инструментов. «Поэтому настройка экономических инструментов Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза как базовой составляющей экономической политики должна быть более «тонкой» и выверенной, научно обоснованной и с прогнозируемым результатом, особенно для такого сложного комплекса, каким является агропромышленный», считает И. Ушачев.
В этой связи А. Петриков подчеркнул, что именно экономисты должны дать оценку новых глобальных функций отрасли, позиционировать Россию, а теперь и страны Таможенного союза на мировом рынке продовольствия и сырья, уменьшению вредного влияния отрасли на окружающую среду. Ключевыми здесь, по его мнению, являются оценки конкурентоспособности как по традиционным рынкам, так и формирующимся новым: глобальному рынку продуктов органического земледелия, генномодифицированных продуктов, биотоплива.
Экономическую оценку должен получить и вклад сельского хозяйства в производство таких общественных благ как удовлетворение рекреационных потребностей, сохранение социального контроля над территорией, сельского образа жизни и культурного разнообразия. В обществе надо сформировать новое отношение к сельскому хозяйству, новую сельскохозяйственную философию.
Продолжает оставаться актуальной разработка механизмов стимулирования спроса и предложения инноваций. Главная задача - формирование стабильных доходов сельхозпроизводителей, позволяющих вести рентабельное производство и внедрять инновации, считает А. Петриков. Эта цель в рыночной экономике достигается прежде всего силами предприятий, но при активном участии государства. Причем на современном этапе дело не столько в уровне прямой бюджетной поддержки отрасли, сколько в улучшении условий сбыта продукции и поддержании паритета индексов цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги.
Основные инструменты решения этой задачи: прогнозирование рыков, осуществление торгово- закупочных интервенций, регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий, заключение соглашений между сельхозпроизводителями и переработчиками, стимулирование вертикальной сельскохозяйственной кооперации, развитие материально-технической базы рыночной инфраструктуры, регулирование торговых сетей.
«Решить эти задачи без экономической науки нельзя, - сказал в своем выступлении А. Петриков, - нам нужно знать, как устроен каждый рынок (в том числе в региональном разрезе), прогноз цен и производственных издержек, оценка существующих административных барьеров и регулирующего воздействия государства по основным продуктовым подкомплексам. Дефицит этих исследований мы ощутили в полной мере при подготовке Госпрограммы до 2020 года. То же самое относится к ресурсным рынкам, и, прежде всего, рынку семян, племенного скота, минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники».
Одним словом, перед аграрными экономистами – большое поле деятельности. В формировании экономического механизма модернизации пока много неясного. Более того, как отметил на конгрессе ректор Тимирязевки Владимир Баутин, ученые расходятся в понимании самого термина инновационного развития, инновационной экономики.
В заключение хотелось бы остановиться на такой стороне дела. Дискуссии на конгрессе все более походят на научные конференции. В списке выступающих и на этот раз преобладают крупные ученые, руководители научно-исследовательских организаций. С одной стороны, это позволяет формировать действительно авторитетный взгляд на важнейшие экономические проблемы работы АПК.
С другой стороны, почти не слышен здесь голос тех экономистов-практиков, которые каждодневно претворяют в жизнь программы, стратегии, законы, приказы, выпускаемые властными структурами всех уровней. Не секрет, что многие эти руководящие указания так и остаются на бумаге. Думается, что экономистам хозяйств, холдингов, районных и региональных органов власти есть, что сказать по этому поводу. Хотелось бы в дальнейшем слышать и их мнение на таких собраниях как всероссийский конгресс экономистов-аграрников.
Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости»