Украинские фермеры страдают из-за небывалого урожая, потому что их овощи оказались никому не нужными, а если и нужными - то за бесценок.
Украине урожай - беда, неурожай - тоже беда. А большой урожай, как оказалось - вообще горе. Крестьянам сейчас выгоднее сгноить на полях то, что выращивали круглый год, сообщает tsn.ua.
Фермер на Херсонщине давит помидоры руками. Убил их не ливень, не засуха, не вредители и не болезнь. Они стали жертвой огромного урожая: не было спроса.
У фермера с Киевщины - такое же бедствие, что и у херсонского - сверхурожай. Гектары кабачков, моркови, лука похоронил там, где выросли. Сеять много вдохновил прошлогодний дефицит.
«Вот в прошлом году по 3 грн лук был - прекрасно! 3.27 было раньше, когда неурожай», - говорит фермер Николай Рябцев.
То густо - то пусто. Это обычные экономические качели. Украинские фермеры ежегодно страдают от перепадов рынка. Впрочем, спрыгнуть с качелей никак не могут.
Фермер выращивал коноплю на продажу.
«Лопата и тяпка нашем крестьянину еще роднее, чем калькулятор. В том-то и беда», - говорит аналитик аграрного рынка Николай Верницкий.
По его словам, гораздо важнее не гнаться за большой прибылью сейчас, а иметь стабильный рынок сбыта и планировать свою деятельность, ну, по крайней мере, на 5 лет вперед.
Теоретически урожай можно предложить отечественным переработчикам, реализовать через тендеры, отвезти на базар, положить в хранилища и продать позже, экспортировать.
Половину помидоров херсонский фермер сажал под заказ консервного завода. Завод пообещал - завод купил. Остальные, по логике правительства, можно было бы продать на оптовом рынке - без посредников. Премьер-министр Николай Азаров лично заботился, чтобы такие базары открылись в областных центрах.
За две недели овощи подорожали на 14%.
Впрочем, спасают они только мелких фермеров, говорит фермер с Херсонщины Леонид Кириченко.
Потому что там надо через весы продавать, но невозможно тысячу тонн стоять и так продавать. Конечно, можно было бы хранить овощи в овощехранилищах.
Но комфортно перезимовать сможет лишь пятая часть выращенного. Новые же хранилища, которые улучшают правительственную статистику - возводят преимущественно крупные игроки аграрного рынка. Ангар для 3 тысяч тонн картофеля - миллион долларов! Мелким фермерам не по карману даже аренда.
Аналитик Николай Верницкий отмечает, что овощехранилища будут строить только крупные компании, которые могут обеспечить закладывание туда больших объемов продукции. А производством у нас занимаются мелкие компании - это парадокс.
В Луганске за картошку и капусту можно будет купить квартиру.
Еще один вариант - продать за границу то, что дома надо. Показательной стала нынешняя ситуация с хлебом. Элеваторы трещали по швам, а правительство до октября держало железный занавес. Пошлина до 15% с каждой тонны остановила экспорт.
«Те или иные влиятельные бизнесмены, в Верховной раде, они через призму своих личных интересов смотрят, разрешать экспортировать ячмень или оставить на него пошлины, потому что у нас есть собственный огромный свинокомплекс и пусть сельское население нас дотирует», - говорит президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.
И все же есть в Украине фермеры, которые живут хорошо. «Вестник государственных закупок» докладывает: даже в год небывалого урожая кое-кто умудряется продать картофель для школ и санаториев - по 6, 7, 8 и даже 9 гривен за килограмм. Тогда как с поля ее отдают по 60 копеек.
Источник: Агентство АгроФакт