"Российские железные дороги" планируют национализировать до 40 процентов российских частных грузовых вагонов. Необходимость национализации объясняется тем, что РЖД, передав подвижной состав дочерним предприятиям, теперь не имеет вагонов для собственного пользования.

На каких условиях будет проходить национализация - или вагоны будут выкуплены, или просто переданы РЖД в обязательном безвозмездном порядке, еще не определено. Авторство идеи о национализации частного подвижного состава приписывают Федеральной службе по тарифам РФ.

 

"Коммерсанту" удалось ознакомиться с проектом постановления о временном порядке привлечения вагонов для РЖД. Документ планируется передать на подпись в правительство в ближайшем времени. О национализации в нем ничего не сказано. Для преодоления дефицита вагонов у РЖД предлагается ввести понятие "привлеченного вагона". Предполагается, что РЖД будет арендовать такие вагоны для собственных нужд по ставкам, ниже принятых тарифов. Речь идет прежде всего о самых используемых, "универсальных" грузовых вагонах.

 

Участники рынка назвали идею национализации "нелогичной". Как сообщил "Коммерсанту" один из участников рынка, в настоящее время РЖД продает на открытом рынке 75% акций своего дочернего предприятия - "Первой грузовой компании", которой принадлежит 70 тысяч вагонов. "Получается, что РЖД продает компанию, чтобы тут же забрать ее вагоны обратно", - цитирует издание участника рынка.

 

Передача подвижного состава, принадлежащего РЖД, частным компаниям проходит в два этапа. Сначала вагоны перешли в пользование дочерним структурам "Российских железных дорог", а потом через механизмы приватизации, кооперации и аренды - к независимым железнодорожным перевозчикам. Цель реформы - повышение конкуренции на транспортном рынке и сокращение издержек. К началу 2011 года "Российские железные дороги" владели менее чем 20% эксплуатируемых в России вагонов. Также РЖД планировало продать частникам доли в железнодорожных вокзалах, чтобы ускорить их реконструкцию.

 

Источник:  Агентство АгроФакт