Белорусские чиновники рапортуют о стабилизации ситуации с поставками мяса на внутреннем рынке, однако в реальности все не так гладко. «Мясную» проблему власти даже вынуждены выносить на уровень Комиссии Таможенного союза. Как стало известно Naviny.by, Белоруссия планирует увеличить квоту на импорт мяса, чтобы таким образом повлиять на ситуацию с дефицитом сырья.
Несмотря на то, что собственного мяса в стране производится
достаточно (примерно около
В 2011 году Белоруссия в рамках квоты, выделенной ей решением Комиссии Таможенного союза, планировала ввезти 2,5 тыс. тонн свежей и охлажденной говядины, 2,5 тыс. тонн замороженной говядины, 60 тыс. тонн свинины и свиного тримминга, 15 тыс. тонн мяса и субпродуктов птицы.
Однако этого оказалось недостаточно. Как сообщил Naviny.by информированный источник в правительстве, годовую квоту, например, по свинине Белоруссия уже фактически исчерпала. Это подтверждается данными официальной статистики.
За январь-август Белоруссия импортировала более 57 тыс. тонн свинины (на 156 млн долларов), что на 90,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе чуть более 36 тыс. тонн свинины было импортировано из Польши (на 90,3 млн долларов). В денежном выражении затраты на покупку импортной свинины в целом за 8 месяцев увеличились по сравнению с прошлым годом на 124,4%.
Оказывается, сельхозпредприятия и мясокомбинаты так увлеклись экспортом мяса, чтобы заработать на разнице цен в Белоруссии и России, что серьезно исчерпали запасы сырья, в том числе импортного.
«Масштабные поставки высококачественной свинины на Россию привели к некоторому дефициту сырья. Поставки импортной свинины, прежде всего из Польши, позволили ряду мясокомбинатов отчасти решить проблему сырья. Но дефицит оказался настолько большой, что фактически за полгода мы всю годовую квоту по импорту «съели». Теперь просим квоту увеличить, но насколько нам хватит этой прибавки, пока не ясно», — рассказал источник.
Конечно, активный экспорт мяса был оправдан экономически. В условиях нестабильности на валютном рынке и госрегулирования цен предприятиям оказалось намного выгоднее снабжать продукцией заграничные рынки. По расчетам экспертов, при экспорте свинины рентабельность достигала 50%, а при поставках на внутреннем рынке она была отрицательной. И понятно, почему внутренний рынок быстро оголился.
Чтобы повлиять на ситуацию, власти несколько раз за последние месяцы увеличивали предельные максимальные отпускные цены на мясо. Кроме того, еще в августе рассматривался вопрос о введении для мясокомбинатов квот, чтобы увеличить поставки мяса и мясной продукции на внутренний рынок.
В конце сентября на совещании по актуальным вопросам сельскохозяйственной отрасли министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый заявил, что в Белоруссии сохраняется стабильная ситуация с обеспечением населения мясо-молочными продуктами.
Однако эксперты (да и потребители тоже) придерживаются иного мнения.
«Цены на мясо и на мясную продукцию на рынках продолжают расти, что приводит к еще большему снижению потребительского спроса. Есть категория покупателей, которым, как они сами говорят, все равно, по какой цене продается мясо. Ведь они его просто перестали покупать. Вот и появилась некая видимость насыщения мясом. Конечно, потихоньку ситуация стабилизируется, но, например, Минск все равно не получает 100% от своей дневной потребности мяса. Мясо на рынок поступает где-то в пределах 50-70% от того, что поступало год назад», — заявил представитель одного из мясокомбинатов.
Бывший помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Казимир Романовский также пока не видит существенных улучшений с наличием мяса и мясной продукции на прилавках.
«За 9 месяцев убой скота и птицы вырос где-то на 6,5%, но из-за выгодного экспорта, в том числе неконтролируемого, мяса на прилавках ощутимо не увеличилось», — отмечает он.
На взгляд Романовского, чтобы в интересах внутреннего рынка сбалансировать объемы поставок мяса на экспорт, а также сделать экспорт еще более эффективным с экономической точки зрения, поставками мяса за пределы страны должна заниматься одна компания.
«Должна быть консолидированная организация как для экспорта мяса, так и молока и молочной продукции. Тогда все вопросы будут урегулированы. Есть хороший пример, известная мировая компания Fonterra, которая объединяет 14,5 тысячи фермеров и 100 перерабатывающих предприятий. Одна компания отслеживает экспорт и регулирует цены», — отмечает Казимир Романовский.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что для ликвидации дисбалансов между внешними и внутренним рынками при реализации мяса и молочной продукции необходима полная отмена госрегулирования ценообразования социально-значимых товаров с одновременной полноценной системой адресной помощи населению.
«Ведь у нас неправильно расставлены приоритеты. Вместо того чтобы загрузить в полном объеме наше белорусское производство и выдать с добавленной стоимостью продукцию на экспорт, мы с убытками для государства выращиваем свинину, говядину и отдаем в Россию, чтобы на российских мясокомбинатах создать добавленную стоимостью. А с отменой госрегулирования мы можем избежать дисбалансов и намного выгоднее продавать продукцию на экспорт. Что касается внутреннего рынка, то у потребителя появилось бы право большего выбора, появилась бы реальная конкуренция, что привело бы к снижению цен», — полагает эксперт.
Источник: Агентство АгроФакт