Продолжается обсуждение разработанного Минсельхозом России проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Немало замечаний к документу было высказано и в ходе состоявшегося 12 октября заседания Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу.
Впрочем, следует отметить, что в целом участники заседания одобрили проект Госпрограммы, представленный статс-секретарем, заместителем министра сельского хозяйства России Александром. Петриковым. Документ рассматривается предпринимательским сообществом как еще один шаг в формировании аграрной политики государства. Отмечалась его нацеленность на достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности страны, его преемственность с госпрограммой на 2008 - 2012 годы в части продолжения и расширения форм и методов стимулирования АПК и инфраструктуры агропродовольственного рынка.
В то же время основное внимание выступавшие – представители компаний, бизнес-структур, отраслевых союзов, депутаты Государственной Думы – уделили нерешенным до сих пор проблемам деятельности агробизнеса. Заметим, что на этот раз в большом зале Российского союза промышленников и предпринимателей собралась гораздо меньшая аудитория, чем пять лет назад, когда предпринимателям был представлен проект первой аграрной госпрограммы. В какой-то мере этот понятно: тогда первым из всех отраслей Минсельхоз представил документ, в котором, как говорится, «в одном флаконе» были собраны задачи по развитию отрасли, способы их решения, методы стимулирования и контроля исполнения. Естественен интерес к первопроходцам.
Теперь ситуация несколько иная. Начать с того, что многие параметры действующей ныне аграрной госпрограммы до 2012 года так и остались на бумаге. О чем, кстати говоря, свидетельствуют и распространенные на заседании материалы. Особенно разочаровывают наметившиеся в последние годы тенденции по снижению закупок селом техники, снижению финансирования социальной программы, уменьшению рентабельности сельских товаропроизводителей. А это не прибавляет числа оптимистов.
Кроме того, некоторые участники заседания сомневаются, что сейчас, за полтора месяца до представления проекта новой Госпрограммы в Правительство, можно внести какие-то серьезные изменения в ее содержание. Однако, думается, правильно отметила в своем выступлении депутат Госдумы, зампредседателя Комиссии РСПП по АПК Надежда Школкина: бизнес должен быть активнее в отстаивании своих позиций. Чтобы через полтора месяца не было стыдно за документ.
И вот лишь несколько выраженных на заседании мнений.
Президент Союза мукомольных и крупяных предприятий страны Сергей Коломенский недоумевает, почему в проекте госпрограммы не отражены предложения мукомолов по развитию отрасли как раз до 2020 года В частности, по обеспечению мельниц высококачественным зерном, по выпуску здорового хлеба, обогащенного витаминами и другими ценными добавками. Хорошо, что государство поддерживает малые формы хозяйствования и сельхозкооперацию, говорит Людмила Зайцева, председатель правления Центросоюза РФ. Но почему при этом забыли о поддержке потребительской кооперации, более века работающей бок о бок с селянами? А она и сейчас выплачивает селянам за закупленную и них продукцию 15 млрд рублей.
Генеральный директор Объединения строителей в области мелиорации и водного хозяйства Николай Сухой естественно доволен, что в обсуждаемом документе появилась подпрограмма по мелиоративному улучшению земель. Но вопрос в том, как обеспечить реализацию намеченного уже с первого года действия программы. Ведь за предыдущеевремя большой ущерб нанесен технической базе отрасли, растеряны кадры строителей, проектировщиков. Надо бы уже в бюджете будущего года предусмотреть меры по восстановлению потерянного.
Выступавшие также сетовали, что действующие механизм субсидирования кредитов изживают себя – а это 80% средств поддержки села. Нужно активнее искать и другие формы стимулирования активных инвесторов. Предлагалось также дополнить проект документа подпрограммой обеспечения АПК квалифицированными кадрами. Речь также шла о поддержке экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Председатель Комиссии РСПП по АПК Иван Оболенцев констатировал: реализовать будущую Госпрограмму предстоит частному бизнесу – крупному, среднему, мелкому. А предприниматель, включаясь в выполнение серьезных государственных задач, вправе быть уверенным, что он и заработает. Между тем финансовых инструментов для реализации госпрограммы и Доктрины продовольственной безопасности пока недостаточно. Институт субсидирования кредитования хорошо себя зарекомендовал, но исчерпал себя морально. Нужны новые серьезные идеи.
Известный предприниматель выразил опасение в гарантированности финансовой части Госпрограммы-2020 (согласитесь, опыт реализации Госпрограммы-2012 дал тому печальные убедительные примеры). Ведь пока доходы федерального бюджета зависят от экспорта той же нефти. И что будет при иссякшей финансовой реке с предпринимателями, серьезно вложившимися в аграрный сектор в надежде на государственную поддержку?
И.Оболенский считает целесообразным включить и дополнительные инструменты, которые могли бы добавить денег для сельского хозяйства. Речь, к примеру, зашла о том, что не раз и ранее предлагалось аграриями. В частности, о создании государственного земельного банка, который бы помог превращать землю в деньги. О диспаритете цен – и списании части задолженности с сельских товаропроизводителей. О закупке отечественного продовольствия силовыми и другими государственными структурами и компаниями, тем же Аэрофлотом…
В общем, предложений высказано много. Конечно же, не все они войдут в обсуждаемый сейчас документ - процедура обсуждения и включения той или иной идеи в текст очень даже непроста. Но тот же А.Петриков напомнил, что госпрограмма может ежегодно корректироваться. Так что ценные предложения могут быть учтены и позже.
Только бы намеченное строго выполнялось. Чтоб весь пыл сегодняшних дискуссий не ушел в свисток.
Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости»