На следующей неделе правительство намерено опубликовать решение по льготному тарифу на железнодорожную перевозку зерна. Минсельхоз настаивает на льготном тарифе с коэффициентом 0,5 на расстояния выше 1,1 тыс. км только для экспортного зерна, рассчитывая продать излишки хорошего урожая за границу и отказаться от интервенционных механизмов для удержания внутренних цен на зерно на приемлемом для производителей уровне, несмотря на неразвитость экспортной инфраструктуры, пишет газета «КоммерсантЪ».

Как сообщил замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков, планируется ввести льготный тариф с коэффициентом 0,5 на расстояния выше 1,1 тыс. км при перевозке зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности с территории Сибирского федерального округа и Курганской области в направлении погранпереходов и портов Дальнего Востока, портов Азово-Черноморского бассейна и погранпереходов с Украиной.

Заняться удешевлением стоимости перевозки зерна правительство вынудил хороший урожай этого года. Илья Шестаков подтвердил, что прогноз урожая зерновых на уровне 90 млн тонн сохраняется. Хороший урожай после аграрного кризиса 2010 года вернул в правительство и прежние проблемы поиска ответа на вопрос, куда девать излишки зерна. «Учитывая, что у нас есть переходящие остатки зерна — на 1 июля они составили 22,4 млн тонн, с учетом нашего внутреннего потребления, которое колеблется от 70 млн до 71 млн тонн, мы считаем, что прогноз по экспорту может составить от 20 млн до 22 млн тонн» — сказал Илья Шестаков.

До прошлогоднего неурожая правительство регулировало цену на внутреннем рынке с помощью зерновых интервенций. В этот раз представитель Минсельхоза объявил о намерении министерства отказаться от интервенционных механизмов и поддерживать цену на внутреннем рынке, наращивая экспорт на пределе технических возможностей портов и погранпереходов. Именно этим и объясняется, почему Минсельхоз настаивает на льготном железнодорожном тарифе только в направлении портов и погранпереходов. «Мы смотрим за тем, как будет реализован механизм по льготным тарифам. Если он будет востребован, то интервенции не понадобятся» — сказал Илья Шестаков. С 1 июля по 14 сентября Россия уже экспортировала 7,38 млн тонн зерна. При этом, по словам господина Шестакова, экспорт пшеницы составил 6,6 млн тонн, ячменя — 720 тыс. тонн, кукурузы — 28 тыс. тонн. Но на совещании в Белом доме 13 сентября уже отмечалось, что в Новороссийском порту образовалась пробка из более чем 2 тыс. зерновозов. Причем в пробках пока простаивает зерно из южных регионов России.

Эксперты считают, что решение о предоставлении льготного тарифа в направлении портов не решает ни проблему перепроизводства зерна в Сибири, ни регулирования цен на внутреннем рынке. По словам исполнительного директора центра «Совэкон» Андрея Сизова, «сейчас порты и так не справляются с экспортом зерна, а попадет туда еще и сибирское зерно — ситуация с перевалкой только осложнится». По его мнению, Сибирь и Урал исторически кормят весь Дальний Восток и европейскую часть России и это зерно необязательно должно идти на экспорт. «К сожалению, если это решение будет принято, то оно окажется временной мерой и не решит проблему запретительных по факту железнодорожных тарифов на перевозку зерна по территории России»,— сказал Андрей Сизов.

Источник:  Агентство АгроФакт