После прошлогодней засухи в России остро встал вопрос продовольственной безопасности. В тот раз спасительницей оказалась именно Сибирь: львиная часть зерна отправилась в центральные районы, наиболее пострадавшие от жары. А еще такая же часть благополучно сгнила в амбарах — реальную цену за зерно так и не дали. Кому нужны сибирские рекорды, выяснял корреспондент «АиФ-Деловая Сибирь».
Цена труда.
Хлеб, мясо, молоко, подсолнечное масло — все производят в Сибири. По мнению экспертов, наш край хоть и не главная житница страны, но вполне способен прокормить отечественными продуктами местных жителей и помочь с продовольствием всей стране. Но это одна сторона реальности. На другой стороне — фермеры, готовые выливать молоко свиньям, лишь бы не отдавать его за бесценок, владельцы хозяйств, сгноившие зерно по той же причине в неприспособленных для долгого хранения амбарах, и пустые поля, зарастающие бурьяном из-за того, что их невыгодно обрабатывать.
Сегодня новосибирские чиновники рапортуют: закупочная цена на молоко в Новосибирской области одна из самых высоких за Уралом и по России. Перерабатывающие предприятия закупают молоко у фермеров-производителей в среднем по 13,5 руб. за кг. На Алтае после летнего падения цен стоимость килограмма молока также выросла — до 11,5 руб. Рекордный урожай зерна в этом году, нам, слава богу, не грозит, так что такой бросовой, как зимой 2009–2010 года, цена на пшеницу, наверное, не будет. Но значит ли это, что сельское хозяйство вышло из тяжелой ситуации? Фермеры радоваться не спешат, хоть и признают, что положение несколько улучшилось.
— Самое сложное — никогда не знаешь заранее, какая цена будет на ту же пшеницу. Нет госгарантий. Каждую весну выходишь на посевную и думаешь: повезет — не повезет, — вздыхает Владимир Павленко председатель совета Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области. — Прямо как в русскую рулетку играем, причем этим занята половина населения страны. В этом году, я думаю, цена на пшеницу высокой не будет. В закромах много прошлогоднего зерна осталось. Иной раз кажется, что нас призывают производить товар, который никому не нужен.
По молочникам ситуация остается сложной. Возможно, у нас и лучшая цена за Уралом, но это вовсе не значит, что она соответствует понесенным затратам. Сколько у нас полуторалитровая бутылка местной минералки стоит? Чуть больше 20 рублей. И молоко в мягкой упаковке столько же. Но если в одном случае разработал скважину и качай себе, то в корову нужно вложить ого-го, чтобы из нее потом качать.
Пора действовать!
А вот аналитики считают, что, чем жаловаться на неадекватную цену или просить поддержки у государства, лучше начать приспосабливаться к рыночным реалиям.
— Есть фермеры эффективные и неэффективные. Проще говоря, которые умеют работать и приспосабливаться к существующим реалиям, и другие, которые на это неспособны, — уверен Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting.
— При этом нужно учитывать, что сельское хозяйство уже давно живет в жестких рыночных условиях, значит, нужно рассчитывать в первую очередь на себя и свои силы, а не ждать поддержки от государства. Взять тот же молочный рынок. Понятно, что если на рынке Новосибирской области молоко закупают в основном две крупные федеральные компании, то они и устанавливают цену.
Производителей много, значит, конкуренция высочайшая, а закупочная цена низкая. Что, закрывать хозяйство? А может, пойти дальше и заняться переработкой? Потом придумать что-то еще. В общем, думать, действовать, предпринимать.
В противном случае, считают эксперты, если мы не научимся сами выживать на этом рынке, не исключено, что вскоре сибиряки пойдут с протянутой рукой к Западу.
Источник: Агентство АгроФакт