Богатый урожай зерна этого года грозит обрушить цены на внутреннем рынке и принести сельхозпроизводителям убытки. Выходом является расширение экспорта.
Но порты юга России уже работают на пределе своих возможностей. Для доставки излишков зерна на Балтику и в дальневосточные порты нужны льготные железнодорожные тарифы, о введении которых президента и премьера просят Российский зерновой союз (РЗС) и сибирские губернаторы, сообщают «Московские новости».
Технические возможности России наращивать экспорт зерна практически исчерпаны. По данным РЗС, после снятия эмбарго в июле было вывезено 2,4 млн тонн, а за 20 дней августа — еще 1,8 млн тонн. До конца августа вряд ли получится экспортировать даже 3 млн тонн, заверил журналистов президент Зернового союза Аркадий Злочевский. Это порог, преодолеть который не позволяет слабое развитие припортовой инфраструктуры. Сами порты при этом позволяют вывозить до 5 млн тонн в месяц. На железнодорожных путях на подъезде к Новороссийску, как выражаются в РЖД, «брошено» 14 составов с хлебом, рассказал глава РЗС. Это примерно 200 тыс. тонн. «Экспортеры, закупившись зерном под массированные отгрузки в августе, отгрузить его не могут и закупочную активность снижают», — предупредил Злочевский.
Замедление темпов наращивания экспорта может вызвать новую волну снижения цен на внутреннем зерновом рынке. В последнее время цены на нем еженедельно подрастают примерно на 50 – 100 руб. за тонну. Но на рынок увеличивается давление нового богатого урожая. По оценке Злочевского, зерна в этом году будет собрано не менее 90 млн тонн. С учетом переходящих запасов в 20 млн тонн и потребления, не превышающего 70 млн тонн (в 2010/11 году мы смогли уложиться в 67,4 млн тонн), а также необходимости оставить разумные запасы до будущего урожая на уровне примерно 13 млн тонн, оптимальный объем экспорта должен быть не менее 27 – 28 млн тонн.
Это возможно только при открытии новых направлений экспорта, например, через порты Прибалтики и Дальнего Востока, «чтобы вытащить сибирское зерно в Юго-Восточную Азию — самый емкий рынок сбыта в мире». Движению зерна в этих направлениях мешают высокие железнодорожные тарифы. Злочевский уже обратился к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть льготные тарифы для перевозки зерна, от которых отказались одновременно с введением эмбарго на экспорт в августе прошлого года. При этом глава РЗС убежден, что льготные тарифы должны быть долгосрочными, не менее чем на пять лет, чтобы гарантировать стабильность потоков тем инвесторам и покупателям, которые захотят осваивать новые направления. Как уверяет Злочевский, президент отнесся к просьбе с пониманием и передал ее на рассмотрение правительства. В понедельник обсудить этот вопрос премьер Владимир Путин пообещал губернатору Красноярского края Льву Кузнецову. Сейчас главным оппонентом льготных тарифов является Минфин, которому придется компенсировать выпадающие доходы РЖД.
Новые направления экспорта в первую очередь следовало бы использовать для того, чтобы избавиться от излишних запасов в государственном интервенционном фонде зерна (ГИФ), считает Злочевский. Там даже после прохождения года жесточайшей засухи осталось 6,7 млн тонн, в том числе зерна урожая 2005 года. В советские времена норматив хранения зерна составлял три года, максимально его можно было держать в элеваторах пять лет.
Новые закупки в ГИФ могли бы стать еще одним инструментом, способным поддержать цены на зерно на внутреннем рынке на приемлемом для крестьян уровне. В этом году палитру традиционных интервенционных операций Минсельхоз решил расширить за счет «зернового ломбарда». Для этого в обычные договоры покупки зерна в ГИФ заложат право обратного выкупа до определенного числа с компенсацией затрат на хранение и страховку. Такой механизм позволит при изменении ценовой конъюнктуры на рынке получать прибыль производителю, а не перекупщику, хотя бы и в лице государства, поддерживает эту инициативу президент Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) Владимир Плотников. К середине сентября для проведения этих операций должен закончиться отбор дополнительных 120 элеваторов к тем 500, которые уже используются для хранения ГИФ. Как сообщал на днях замглавы Минсельхоза Александр Петриков, новые закупки в ГИФ могут начаться уже в конце сентября. В бюджете на эти цели заложено 2 млрд рублей.
Источник: Агентство АгроФакт