Богатый урожай зерна этого года грозит обрушить цены на внутреннем рынке и принести сельхозпроизводителям убытки. Выходом является расширение экспорта. Но порты юга России уже работают на пределе своих возможностей. Для доставки излишков зерна на Балтику и в дальневосточные порты нужны льготные железнодорожные тарифы, о введении которых президента и премьера просят Российский зерновой союз (РЗС) и сибирские губернаторы.

 Технические возможности России наращивать экспорт зерна практически исчерпаны. По данным РЗС, после снятия эмбарго в июле было вывезено 2,4 млн тонн, а за 20 дней августа — еще 1,8 млн тонн. До конца августа вряд ли получится экспортировать даже 3 млн тонн, заверил вчера журналистов президент Зернового союза Аркадий Злочевский. Это порог, преодолеть который не позволяет слабое развитие припортовой инфраструктуры. Сами порты при этом позволяют вывозить до 5 млн тонн в месяц. На железнодорожных путях на подъезде к Новороссийску, как выражаются в РЖД, «брошено» 14 составов с хлебом, рассказал глава РЗС. Это примерно 200 тыс. тонн. «Экспортеры, закупившись зерном под массированные отгрузки в августе, отгрузить его не могут и закупочную активность снижают», — предупредил Злочевский.

 Замедление темпов наращивания экспорта может вызвать новую волну снижения цен на внутреннем зерновом рынке. В последнее время цены на нем еженедельно подрастают примерно на 50–100 руб. за тонну. Но на рынок увеличивается давление нового богатого урожая. По оценке Злочевского, зерна в этом году будет собрано не менее 90 млн тонн. С учетом переходящих запасов в 20 млн тонн и потребления, не превышающего 70 млн тонн (в 2010/11 году мы смогли уложиться в 67,4 млн тонн), а также необходимости оставить разумные запасы до будущего урожая на уровне примерно 13 млн тонн, оптимальный объем экспорта должен быть не менее 27–28 млн тонн.

 Это возможно только при открытии новых направлений экспорта, например, через порты Прибалтики и Дальнего Востока, «чтобы вытащить сибирское зерно в Юго-Восточную Азию — самый емкий рынок сбыта в мире». Движению зерна в этих направлениях мешают высокие железнодорожные тарифы. Злочевский уже обратился к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть льготные тарифы для перевозки зерна, от которых отказались одновременно с введением эмбарго на экспорт в августе прошлого года. При этом глава РЗС убежден, что льготные тарифы должны быть долгосрочными, не менее чем на пять лет, чтобы гарантировать стабильность потоков тем инвесторам и покупателям, которые захотят осваивать новые направления. Как уверяет Злочевский, президент отнесся к просьбе с пониманием и передал ее на рассмотрение правительства. В понедельник обсудить этот вопрос премьер Владимир Путин пообещал губернатору Красноярского края Льву Кузнецову. Сейчас главным оппонентом льготных тарифов является Минфин, которому придется компенсировать выпадающие доходы РЖД.

 Новые направления экспорта в первую очередь следовало бы использовать для того, чтобы избавиться от излишних запасов в государственном интервенционном фонде зерна (ГИФ), считает Злочевский. Там даже после прохождения года жесточайшей засухи осталось 6,7 млн тонн, в том числе зерна урожая 2005 года. В советские времена норматив хранения зерна составлял три года, максимально его можно было держать в элеваторах пять лет.

 Новые закупки в ГИФ могли бы стать еще одним инструментом, способным поддержать цены на зерно на внутреннем рынке на приемлемом для крестьян уровне. В этом году палитру традиционных интервенционных операций Минсельхоз решил расширить за счет «зернового ломбарда». Для этого в обычные договоры покупки зерна в ГИФ заложат право обратного выкупа до определенного числа с компенсацией затрат на хранение и страховку. Такой механизм позволит при изменении ценовой конъюнктуры на рынке получать прибыль производителю, а не перекупщику, хотя бы и в лице государства, поддерживает эту инициативу президент Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) Владимир Плотников. К середине сентября для проведения этих операций должен закончиться отбор дополнительных 120 элеваторов к тем 500, которые уже используются для хранения ГИФ. Как сообщал на днях замглавы Минсельхоза Александр Петриков, новые закупки в ГИФ могут начаться уже в конце сентября. В бюджете на эти цели заложено 2 млрд рублей.

 Источник: Московские новости