Это открыто признал замруководителя Россельхознадзора Алексей Саурин. Точной цифры [производимого в стране зерна] государство не знает, заявил Саурин. «Не все хотят, чтобы о его богатстве знали», — объяснил чиновник. Во многом, по его словам, «данные об урожае условны»: неучтенное зерно, объяснил Саурин, позволяет производителям уходить от налогов, пишет газета «Ведомости».
Официальные прогнозы будущего урожая обычно озвучивают чиновники Минсельхоза. В этом году, по последнему прогнозу министра сельского хозяйства Елены Скрынник, Россия рассчитывает собрать 85 - 90 млн т. В прошлом году урожай составил 60,9 млн т в весе после доработки. Основной источник данных по зерновым для министерства — данные Росстата, говорит представитель Минсельхоза.
Росстат оперирует исключительно статистической отчетностью, которую представляют производители, говорит сотрудник службы.
Отделения Росстата самостоятельно запрашивают у производителей данные по производству, в том числе и зерновых, рассказывает курирующий сельское хозяйство чиновник одного из южнороссийских регионов. «Параллельно региональные власти также запрашивают информацию у компаний, но региональные власти всегда уточняют свои данные с учетом информации Росстата», — рассказывает чиновник. Сотрудник одного из территориальных органов Росстата подтверждает: ежемесячно служба запрашивает оперативные данные у средних и крупных предприятий (обязательная отчетность; численностью сотрудников свыше 100 человек, объемом выручки больше 1 млрд руб.) и один раз в год (в июне) — у хозяйств всех форм собственности и размера (в том числе малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и др.). В декабре, продолжает он, у крестьянских (фермерских) хозяйств и малых предприятий региональные статистики выборочно собирают данные об объеме собранного зерна.
Но отчетность перед Росстатом «носит заявительный характер», признает чиновник одного из южнороссийских регионов: проверить достоверность всей представленной информации «по факту невозможно». Погрешность или досчет на сокрытие, например, в его регионе достаточно велики, признает сотрудник одного из территориальных органов Росстата: там почти 40% зерна производят крестьянско-фермерские хозяйства, данные по которым в оперативные сводки не попадают. Некоторые регионы постоянно делают приписки, другие, напротив, приуменьшают фактические объемы собранного зерна, говорит гендиректор аналитической компании «Прозерно» Владимир Петриченко. Благодаря этому в последние 10 лет статистическая погрешность находится на уровне 5%. Но в прошлом году, например, она оказалась больше 10% — в ряде пострадавших от засухи регионов скрыли достаточно большие объемы зерна, считает он.
В
Представитель Минсельхоза Олег Аксенов говорит, что в такой стране, как Россия, трудно с точностью до тонны подсчитать урожай: небольшая погрешность есть, но она кардинально на показатели не влияет.
Источник: Агентство АгроФакт