Экспорт зерна из России не только восстановился после отмены эмбарго, но даже расширил географию поставок.
Первые дни после отмены эмбарго на экспорт зерна прошли в панике – желающих покупать пшеницу оказалось весьма не много и российская сторона была вынуждена значительно снизить цену, чтоб хоть как-то обратить на себя внимание. Эксперты и аграрии делились паническими прогнозами – место российской пшеницы на мировом рынке занято, и для того, чтобы подвинуть конкурентов, придется приложить немало сил. Однако итог первого после отмены эмбарго месяца показал: Россия не только восстановила свои позиции, но даже расширила географию продаж, сообщает Expert.ru.
Уже в июле этого года Россия существенно расширила географию своих поставок – теперь мы поставляем пшеницу не только в Северную Африку, на Ближний и Средний Восток, но и в Юго-Восточную Азию, Восточную Африку и даже в Европу. Все это произошло как благодаря качеству русской пшеницы, так и благодаря конкурентным ценам на нее», – констатирует специалист аналитического отдела ОАО «Московский фондовый центр» Каролина Беломестнова.
По ее мнению, вынужденное снижение цены в начале месяца «дало возможность России выигрывать тендер за тендером».
Первый тендер, выигранный Россией, пришелся на 6 июля 2011 года, когда Иордания закупила 150 тыс. тонн российской пшеницы. На следующий же день Россия «взяла» еще один тендер – Египет закупил 180 тыс. тонн. При сопоставимом качестве разница между российскими предложениями и европейскими составляла примерно 30 долларов без учета фрахта. Поэтому неудивительно, что тендер выиграла именно наша страна.
«Эти две победы доказали всем, что Россия действительно вернулась на рынок и что на ее пшеницу есть спрос», – говорит Беломестнова.
Вскоре после этого, 11 июля, тендер на 100 тыс. тонн объявил Тунис, и его снова выиграла Россия. При этом цены на пшеницу стали расти: на тендере Египта 18 июля средняя цена продажи составила 246,48 доллара за тонну, что на 2,11 выше, чем на прошлом. «20 июля текущего года впервые за несколько сезонов произошла поставка в Саудовскую Аравию 25 тыс. тонн пшеницы и 60 тыс. тонн ячменя – событие, которое подтверждает не только высокую конкурентоспособность российских зерновых, но и их качество, так как требования к нему в Саудовской Аравии очень высоки», – отмечает эксперт.
Итого на одних только тендерах в период с 1 по 20 июля Россия экспортировала 635 тыс. тонн пшеницы. Тендеры, проведенные 25 июля (Сирия) и 27 июля (Египет) добавили еще 100 тыс. и 120 тыс. тонн соответственно. Финальным аккордом июля стал тендер Египта на 240 тыс. тонн – итого 1095 тыс. тонн за месяц. Всего же объем экспорта за июль составил 2,38 млн тонн зерна – рекордная цифра, намного превышающая аналогичные показатели за 2009 (1,38 млн тонн) и 2010 (1,9 млн тонн) годы.
Возвращение России в лидеры экспортеров зерна заняло гораздо меньше времени, чем ожидалось, отмечает генеральный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
«Несмотря на опасения, что России потребуется длительное время, как показал первый месяц нового сезона, июль, она на эти рынки вернулась. Оценка экспорта в июле составила более 2 млн тонн, что является рекордным показателем для этого месяца. Наша оценка экспорта зерна на текущий сезон – около 18 млн тонн. А с учетом высоких темпов в июле мы, возможно, будем это пересматривать в сторону повышения», – говорит Сизов.
Благоприятные перспективы экспорта эксперты связывают не только с низкой ценой на российское зерно, но и с тем, что наши основные регионы-конкуренты – США, Канада, Европа – имеют проблемы с урожаем из-за неблагоприятных погодных условий, а это значит, что часть их традиционных потребителей будет вынуждена в качестве альтернативы рассматривать российское зерно, что уже и происходит.
Однако для активного развития производства зерновых и наращивания экспорта (о чем мечтают наши власти) государству нужно изменить подход к регулированию отрасли. Уже не первый год эксперты говорят, что нужно уходить от системы интервенций (закупочных и товарных) на зерновом рынке как способа его регулирования. В развитых зерновых странах успешно работает другая система – гарантированная минимальная цена (себестоимость плюс несколько процентов), по которой государство обязуется выкупить любые объемы зерна в случае обвала цен ниже этого уровня. При этом у крестьян остается возможность выкупить свое зерно (оплатив услуги хранения) и продать его дороже при хорошей рыночной конъюнктуре. Необходима также государственная политика продвижения нашего зерна на мировые рынки – без расширения рынков сбыта стимулов для наращивания производства у отрасли нет. И самое главное – нужны определенность, четкость и предсказуемость всех действий властей.
Источник: Агентство АгроФакт