Еще в июне 2007 года - именно тогда создавалось ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) - ее активы оценивались в $5 млрд. За эти годы «дочка» РЖД значительно подорожала, и стоит сегодня $8 - 12 млрд. Во всяком случае, такие цифры последнее время приводили многие аналитики.

В РЖД «дочку» оценивают скромнее. В начале апреля этого года совет директоров ОАО «РЖД» принял решение: вывести ПГК на аукцион. До 75% акций компании должны быть проданы до конца сентября 2011 года.

 Между тем, в преддверии продажи ПГК потеряла контроль над двумя сегментами бизнеса. Компания без конкурса продала свои 8,2 тыс. платформ для перевозки леса, а также отказалась от контроля в основном российском перевозчике зерна - «Русагротрансе», где владела 51% акций, пишет MorVesti.ru. В ОАО «РЖД» убеждены: сделки выгодны для компании и соответствуют плану реформы отрасли.

 ПГК продала платформы их основному арендатору «Транслесу» (на 100% принадлежащему кипрской офшорной фирме Wardhill Limited). Вагоны были проданы по 300 тыс. рублей. Их тоже оценивал независимый оценщик. В ПГК подтвердили факт сделки, пояснив, что компания с 2007 года не закупала лесных платформ, а те, что имелись, сдавала в аренду «Транслесу». Продажа этих платформ позволила компании купить 1 тыс. полувагонов.

 Другой сегмент перевозок, который ослабила компания - перевозки зерна. В ноябре 2010 года партнер ПГК «Рустранском» (49% акций «Русагротранса») инициировал процедуру увеличения уставного капитала ЗАО и предложил внести в него около 6 тыс. зерновозов (куплены у ОАО «РЖД» на аукционе летом 2010 года).

 В декабре 2010 года совет директоров ОАО «ПГК» утвердил допэмиссию акций «Русагротранса» на 870 млн рублей. Сама ПГК в допэмиссии участия не приняла, снизив долю в ЗАО до 46%. В результате по итогам 2010 года ПГК не будет учитывать финансовые результаты «Русагротранса» в своей консолидированной отчетности, тогда как в 2009 году ЗАО обеспечило ПГК 8,5% чистой прибыли.

 В пресс-службе ОАО «РЖД» уточнили, что сделка была согласована со всеми профильными ведомствами: «Уменьшение доли ПГК в «Русагротрансе» соответствует логике реформы железных дорог, предполагающей выход структур ОАО «РЖД» из сегментов по перевозке специализированных видов грузов».

 На сегодняшний день ОАО «РЖД» уже объявило специальные требования к потенциальному покупателю акций ПГК: это должен быть российский инвестор, но не государственная корпорация; купить все выставляемые на продажу акции нужно одним пакетом; потенциальный покупатель должен владеть большим парком вагонов - не менее 15 тыс. штук.

 Стартовая цена 75% пакета акций ПГК определена в 115,5 млрд рублей, или $4,1 млрд Таким образом, 100% акций компании оценены примерно в $5,4 млрд, а не в $6 млрд, как говорилось раньше. Примечательно, что стоимость ПГК в течение последних нескольких месяцев менялась стремительно: ранее аналитиками назывались суммы и в $8 млрд, и в $12 млрд А один из заинтересованных инвесторов - Globaltrans - вообще оценил 75% акций ПГК в $3,7 млрд.

 Некоторые эксперты уже высказали недоумение по поводу «прыгающих» цифр - для чего же нужно занижать стоимость акций? Но они, наверное, не в курсе, что такие лакомые куски достаются, как правило, «своим» или «особо приближенным» к РЖД, ну и так далее. А зачем же «своим» продавать «за дорого»?!

Источник: Агентство АгроФакт