На сайте Россельхознадзора приведено письмо руководителя Сергея Данкверта Парламентскому статс-секретарю Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии Герду Мюллеру.

В письме, в частности, говорится:

 «Уважаемый господин Мюллер,

 Надеюсь, что начальник Управления здоровья животных и гигиены пищевой продукции Минсельхоза Германии г-жа Швабенбауер, посетившая Москву, проинформировала Вас о нашей недавней встрече.

 Вместе с тем, считаю необходимым представить Вам свое видение сложившейся крайне тревожной ситуации и предложить пути по ее исправлению.

 В списки германских предприятий, имеющих право поставки своей продукции на рынок России/Таможенного союза внесены 1493 предприятия, причем 1410 из них, или 94% от общего числа, включены в списки под гарантии национальной ветеринарной службы Германии. Вместе с тем, национальная ветеринарная службы Германии лишь формально подтверждает гарантии ветеринарных служб федеральных земель, не проводя при этом инспектирования предприятий и деятельности ветеринарных служб федеральных земель. При этом система обеспечения безопасности производства продукции для рынка Таможенного союза и ее соответствие требованиям и нормам законодательства Таможенного союза и России, не работает.

 В ходе последней инспекции германских предприятий, заинтересованных в поставках продукции на российский рынок, состоявшейся в апреле текущего года, из 22 проверенных предприятий 14, или 64%, не соответствовали ветеринарно-санитарных требованиям и нормам Таможенного союза и России. Аналогичным образом, по итогам предыдущей инспекции Россельхознадзора в Германии, проведенной в июне 2010 года, было проверено 29 предприятий по производству животноводческой продукции, 19(66 %) из них были признаны не соответствующими нормам и требованиям российского законодательства. Помимо этого, обоснованную тревогу вызывают итоги мониторинга поступающей в Россию из Германии продукции пищевой продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору.

 Так, с 2007 по 2011 год в результате мониторинговых исследований Россельхознадзором неоднократно выявлялись запрещенные и вредные вещества в продукции животного происхождения, поступающей с немецких предприятий, в связи с чем были введены временные ограничения на 109 предприятий (в 2007-2008 годах – на 38 предприятий, в 2009 году - на 28 предприятий, в 2010 году – на 33 предприятия, в 2011 году – 10 предприятий). Помимо этого, после выявления в экспортируемой продукции бактерий группы кишечной палочки, мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, Россельхознадзор с начала 2011 года вынес 10 предупреждений в адрес ветеринарной службы Германии и усилил лабораторный контроль за продукцией, поступающей в Россию с ряда германских предприятий. На сегодняшний день 8 таких предприятий находятся на усиленном контроле.

 Помимо этого, Россельхознадзором неоднократно пресекались попытки поставки из Германии с серьезными нарушениями - с предприятий, не заявленных в ветеринарных сопроводительных документах, с предприятий, расположенных, на территориях, на ввоз грузов из которых введены временные ограничения, с несоответствием груза ветеринарному сертификату, с нарушением маркировки грузов, и др. В этой связи, в 2009 году Россельхознадзором оформлено 92 декларации о возврате, в 2010 – 40 деклараций с начала 2011 года – 8 деклараций. Россельхознадзор неоднократно обращал внимание немецкой стороны на регулярные выявления нарушений российских ветеринарно-санитарных требований и норм по результатам инспекций немецких предприятий, экспортирующих продукцию животного происхождения в Россию, при проведении лабораторных исследований экспортируемой продукции, а также при осуществлении физического и документального контроля на границе и просил принять меры, направленные на обеспечение контроля исполнения российских ветеринарно-санитарных требований и норм. При этом на некоторые письма, например по результатам инспекции германских предприятий Россельхознадзором в июне 2010 года, ответов от госветслужбы Германии в Россельхознадзор не поступало.

 Такое положение дел свидетельствует о системной недостаточности в работе германской ветеринарной службы по обеспечению безопасности продукции животного происхождения. Более того, в течение последних трех лет ситуация существенно ухудшилась. Диоксиновый скандал и отсутствие прогресса в выявлении источника загрязнения пищевой продукции в Германии высокопатогенным штаммом кишечной палочки также свидетельствуют о серьезности ситуации. По мнению экспертов Россельхознадзора, сложившееся в Германии положение с обеспечением безопасности пищевой продукции, во многом является следствием разграничения полномочий между федеральной ветеринарной службой и ветеринарными службами земель Германии. При этом действенный механизм контроля эффективности работы ветеринарных служб земель со стороны федерального центра отсутствует, несмотря на то, что именно он дает гарантии выполнения германскими предприятиями ветеринарно-санитарных требований и норм Таможенного союза при включении таких предприятий в списки предприятий, имеющих право поставок продукции в Российскую Федерацию.

 По результатам переговоров мы предложили Управлению здоровья животных и гигиены пищевой продукции Минсельхоза Германии, представить нам:

 - календарный план мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения гарантированной безопасности поднадзорной продукции, экспортируемой в страны Таможенного союза и ее полного соответствия требованиям и нормам его законодательства,

 - пересмотренный список предприятий-поставщиков, имеющих право на экспорт продукции животного происхождения в Российскую Федерацию после полной проверки федеральной ветеринарной службой Германии совместно с ветеринарными службами федеральных земель Германии всех германских предприятий, ранее включенных в соответствующие списки. При этом из списка должны быть исключены все предприятия, не способные исполнять соответствующие нормы и требования законодательства Таможенного союза, а также

 - подтверждение гарантий безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, поставляемой на рынок стран Таможенного союза с предприятий, внесенных в пересмотренный список.

 Г-жа Швабенбауер заверила нас, что такая работа может быть выполнена Управлением здоровья животных и гигиены пищевой продукции Минсельхоза Германии в течение полугода.

 Мы считаем, что это предложение неприемлемо, учитывая возрастающие угрозы, такие, как произошедшая в Германии крайне серьезная вспышка заболевания людей, вызванного высокопатогенным штаммом E. Coli и дальнейшее распространение низкопатогенного гриппа птиц в сочетании с системными недостатками в работе ветеринарной службы Германии. Мы убеждены, что требуется принятие экстренных и системных решений для оздоровления ситуации и устранения угроз в отношении потребителей германской продукции. В отношении срока исполнения принятых на переговорах решений прошу учесть, что в аналогичной ситуации национальная ветеринарная служба Бразилии провела подобную работу в течение двух недель.

 Россельхознадзор со своей стороны стремится избежать введения масштабных ограничительных мер, способных нанести ущерб компаниям, поставляющим на рынок Таможенного союза продукцию, поднадзорную государственному ветеринарному надзору. Несмотря на введенные нами по итогам инспектирования и мониторинга временные ограничения на поставки продукции ряда германских предприятий, принятые нами меры позволили не только не допустить уменьшения поставок такой продукции, но и увеличить его.

 Учитывая наши традиционно добрые отношения, а также то, что объемы поставок продукции животного происхождения могут резко снизиться в том случае, если мы будем вынуждены принять защитные ограничительные меры, прошу Вас в максимально короткие сроки силами федеральной ветеринарной службы Германии провести самостоятельное инспектирование предприятий, заинтересованных в поставке продукции на территорию стран Таможенного союза для обновления списка таких предприятий путем исключения из него предприятий, неспособных производить продукцию в соответствии с требованиями законодательств Таможенного союза и России. Помимо этого, просим согласовать проведение в августе текущего года инспектирования представителями компетентных стран Таможенного союза предприятий ряда земель Германии (например, Нижней Саксонии, Северного Рейна Вестфалии, Баварии), эффективность работы ветеринарных служб которых вызывает наибольшие сомнения.

 О создавшемся положении мы проинформировали руководство Генерального директората по здравоохранению и делам потребителей Еврокомиссии».

Источник: Агентство АгроФакт