С 1 июля в России отменяется запрет на экспорт зерна. Эксперты прогнозируют внушительные объемы поставок за границу, превышающие прошлогодний показатель в три и даже в четыре раза. Тем временем портфель заказов на железнодорожные перевозки зерновых пополняется, но не слишком быстро.
Эмбарго на экспорт зерна введено в августе 2010 года в связи с экстремальной засухой, уничтожившей треть всего урожая зерновых.
Хорошая погода в сельскохозяйственном поясе России уже заставила аналитический центр «СовЭкон» пересмотреть прогноз по урожаю зерновых в России на 2011 год до 80 – 85 млн тонн против предыдущего прогноза на уровне 78 – 83 млн тонн. Если верить аналитикам «СовЭкон», это позволит экспортировать до 15 млн тонн зерна в 2011 – 2012 годах, что в три раза превышает показатель предыдущего периода (5 млн тонн), пишет газета «Гудок».
Между тем президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский дает еще более оптимистические прогнозы. «При благоприятных погодных условиях урожай зерна может достигнуть 85 - 90 млн тонн. Исходя из этого, а также с учетом значительных запасов зерна, его экспорт может составить 20 млн тонн, - заявил он. - Однако, несмотря на наличие заказов и уже начавшиеся отгрузки зерна в порты, возникла проблема с его реализацией на внешних рынках. Мы начали предлагать нашим традиционным покупателям пшеницу по мировым ценам. В результате Египет и Алжир, ожидая от нас более низких цен, провели тендеры без участия российской пшеницы. Поэтому, чтобы вернуться на эти рынки, придется жертвовать ценой на уровне $5 - 10 по отношению к ценам конкурентов».
По словам директора департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Алексея Федотенкова, в связи с тем, что зерновые трейдеры фактически начали готовиться к открытию экспорта еще с мая, рост заказов на перевозку наблюдается уже сейчас.
«После официального подтверждения отмены эмбарго правительством мы приступили к подготовке плана дислокации вагонного парка, сосредоточив порожний парк на тех направлениях, откуда будут поданы заявки, - сказал господин Федотенков. - Учитывая специфику экспортных зерновых перевозок и опыт предыдущих лет, в июле-августе новый урожай везут в основном автотранспортом. Пиковый рост железнодорожных перевозок наступает с августа-сентября».
Дефицита подвижного состава в «Рус-агротрансе» не прогнозируют, однако, как утверждает Алексей Федотенков, на перевозочный процесс будут влиять традиционные проблемы «неприспособленности инфраструктуры рынка, начиная от подъездных путей и элеваторов, заканчивая пробками из поездов в портах».
Стоит при этом отметить, что часть потенциальных покупателей российского зерна пока не спешат заключать контракты, так как опасаются, что вслед за эмбарго Россия может ввести экспортные пошлины. В свою очередь Аркадий Злочевский считает, что в их введении нет необходимости, о чем нужно объявить как можно скорее.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева при этом отмечает, что «возможность введения экспортной пошлины, безусловно, вызывает опасения у покупателей, однако соотношение цена - качество российского зерна является для экспортеров весьма привлекательным».
Источник: Агентство АгроФакт