В середине минувшей недели алтайское информагентство Амител сообщило, что цены на сырое молоко в крае замерли после обвала. У сельхозпроизводителей продукция первого сорта базовых кондиций по-прежнему принимается по 11 руб. за литр, у личных подсобных хозяйств сырье берется по 8 руб. Перспективу установления справедливых ценовых отношений между производителями и переработчиками молока эксперты связывают с урегулированием взаимоотношений с молочниками Республики Беларусь.
Как уже сообщалось на сайте AgroNews.ru, между главами Минсельхозов России и Белоруссии достигнуты договоренности об урегулировании взаимоотношений на молочном рынке. И в начале этой недели директор департамента переработки молока Союзмолоко Владимир Чеверов констатировал: ситуация с демпинговыми поставками молочной продукции стала исправляться.
«Объем данной продукции резко сократился, в ближайшее время мы рассчитываем на полную стабилизацию обстановки, - рассказал он на сайте Национального союза производителей молока. - На данный момент временно остановлены поставки сухого цельного молока и сухой молочной сыворотки. Проводится постоянный мониторинг цен на сыры, сливочное масла, сухое и концентрированное молоко, в т.ч. сгущенное с сахаром молоко. В случае выявления фактов ценового демпинга на указанные молочные продукты возможно принятие решения о приостановке поставок данной продукции с конкретного предприятия». Очередным продуктом на приостановку поставок, по его мнению, может стать концентрированное молоко, в т.ч. сгущенное с сахаром молоко, объемы поставок которых в первом квартале этого года превысили плановый показатель на 151%.
Похоже, в данном случае конфликт молочников двух стран – и тех, кто производит молоко, и тех, кто его перерабатывает - удается смягчить. Вместе с тем потенциально претензии такого рода вполне могут возникнуть в любое время. Так что отраслевым союзам – и Союзмолоко и Молочному союзу – надо, как говорится, держать ухо востро.
Ведь в целом по конкурентоспособности производители молока России отстают от своих белорусских коллег. В беседе с «Крестьянскими ведомостями» исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов отмечал, что белорусское молочное животноводство технически и технологически в целом ушло вперед очень сильно от среднероссийского уровня. Сказались большие инвестиции в отрасль и большое внимание к культуре ведения отрасли. Молочники братской страны, имея хороший технический и технологический потенциал, могут производить молоко по себестоимости более низкой.
Сходную мысль провел и недавно вступивший в должность исполнительный директор Союзмолоко Игорь Лупинос, ранее возглавлявший управление по закупкам сырого молока ОАО «Вимм-Билль-Данн». Приводим его комментарий о текущей ситуации в отрасли.
«К сожалению, на мой взгляд ситуация в молочной отрасли России сегодня крайне сложная, - утверждает он. - Для того чтобы отрасль нормально развивалась, необходимо решение трех ключевых проблем, а именно:
1. Стремительно возрастающий объем импорта молочной продукции, прежде всего из Беларуси, а также из Украины и других стран.
2. Резко возрастающий объем использования растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции, а также существенное увеличение доли фальсифицированной молочной продукции на рынке.
3. Неконкурентоспособность российских производителей сырого молока и переработчиков молока на мировом рынке.
Причем, первые две проблемы смертельны для отрасли и любое промедление в их решении приведет молочную отрасль России к гибели. В случае их решения, мы должны будем немедленно приступить к третьей задаче – доведению производства и переработки молока до конкурентоспособного уровня.
Необходимо предельно ясно понимать, что молочная отрасль России уже более 10 лет находится в жесткой конкуренции с белорусской государственной машиной по производству молочной продукции, которая идеально отлажена и не приемлет рыночных механизмов.
При производстве сырого молока руководитель предприятия получает установку от государства, кому и по какой цене он должен продать произведенное молоко. Предприятие - переработчик обязано заплатить за это молоко строго в конце каждого месяца, независимо от своего экономического состояния. Переработчик продает свою продукцию по определенным государством индикативным ценам, прежде всего, на российский рынок, так как это приносит валюту в госбюджет. При этом индикативные цены, как правило, настраиваются, под текущую рыночную ситуацию в России. И не важно, принесет ли прибыль продажа продукции по индикативным ценам, и с какими финансовыми результатами предприятие закончит год.
В любом случае на следующий год эти предприятия вновь будут принимать сырое молоко, стремясь год от года производить и продавать все больше молочной продукции в Россию.
Как сообщила Первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Н.Н. Котковец, объем экспорта молочной продукции из Беларуси в Россию увеличился с $300 млн в 2003 году до $2 млрд в 2010 году. Сегодня перед белорусскими молочными предприятиями стоит задача увеличения объемов экспорта продукции еще на 25% процентов в ближайшие годы.
Искренне можно снять шляпу перед людьми, выполнившими задачу по построению такой государственной машины, но хотелось бы отметить, что Беларусь, конечно, братская нам страна, но это другая страна, не Россия. А мы должны беспокоиться о своей стране, своем производстве и своих гражданах.
Если мы обратимся к ситуации в России, то увидим рыночные механизмы ценообразования, как на сырое молоко, так и на готовую молочную продукцию. Здесь получение отрицательных результатов приводит к убыткам и дальнейшей ликвидации неэффективных предприятий.
За последние годы наша молочная индустрия реально потеряла две молочных подотрасли: производство натурального сгущенного молока с сахаром и сухого молока по ГОСТу. То небольшое количество заводов, которые могут производить и производят сухое молоко, к большому сожалению, являются исключением. О сколь-нибудь заметном объеме производства ГОСТированного сухого молока в масштабах страны говорить не приходится. Можно сказать, что большинство заводов по производству сухого молока являются биохимическими: они мешают сухое молоко с сывороткой, растительными маслами и пр.
Исходя из тех остатков нереализованной продукции, которые сегодня находятся на складах сыродельных предприятий России, мы понимаем, что под угрозу ставится уже и сыроделие. И если мы будем продолжать двигаться в том же направлении, то уже в ближайшие несколько лет, в нашей стране будет существовать только цельномолочная подотрасль, в которой, как известно, доминирует американская компания ПепсиКо и французская Данон, перерабатывающие более 25% товарного молока России.
На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что ряд крупных транснациональных корпораций крайне заинтересован в развитии России, как перспективной сырьевой площадки для последующего импорта молочной продукции в Китай и другие активно развивающиеся страны.
Особо хочу отметить, что объем использования растительных масел при производстве таких молочных продуктов как масло, сыр, сухое молоко уже настолько велик, что его уже невозможно не замечать. К сожалению, на данный момент я с трудом представляю, каким образом можно остановить этот процесс. Могу только представить, что без колоссальных усилий государства эту гидру, пустившую свои щупальца в самые разные продукты, остановить невозможно. Тем не менее, Союзмолоко ищет любые возможности для решения этой опасной проблемы.
Решение первых двух проблем, может снять угрозу ликвидации отрасли, но не может гарантировать ее развитие. Дальнейшее развитие возможно только в случае повышения конкурентоспособности наших производителей сырого молока и переработчиков на мировом рынке. Мировой рынок становится к нам все ближе и сравнивая цены на молочное сырье и молочную продукцию мы видим, что цены на сырое молоко в ряде регионов России сопоставимы с европейскими, а порой и превышают их. При этом, в большинстве случаев, мы не можем назвать предприятия, получающие такие цены высокоэффективными, так как из-за низкой производительности труда себестоимость производства молока не обеспечивает достаточный уровень рентабельности его производства.
Безусловно, мы можем справедливо критиковать государство за порой недостаточную поддержку молочного животноводства, а местами ее отсутствие, но все же ключевым вопросом обеспечения конкурентоспособности предприятий молочной индустрии, считаю повышение производительности труда. Это тяжелейший вопрос, суть которого в недостатке квалифицированного и заинтересованного в своем труде персонала, как в управлении, так и в линейном производстве. Хочу обратить внимание, что я не критикую кого-либо, я высказываю свою точку зрения, понимая проблемы, с которыми приходится сталкиваться как при производстве, так и переработке молока в современной России. На сегодняшний день уже совершенно очевидно, что больше нельзя откладывать создание новой системы подготовки действительно профессиональных кадров, причем для всех уровней руководителей молочным производством с учетом требований к каждому из них.
Также считаю необходимым скорейшее проведение так называемой «статистической амнистии». Ведь для дальнейшего развития отрасли и осуществления эффективной государственной поддержки, мы должны получать честные данные по состоянию молочного животноводства и молочной индустрии в целом, а также иметь реальную информацию о поголовье молочного стада; валовых надоях товарного молока; качестве сырого молока, особенно, произведенного в общественном секторе; продуктивности на голову и пр.
Не менее важным считаю задачу по формированию единого
стандарта определения цены на сырое молоко в России. Например, это цена
Необходимо определить реальную, отвечающую сегодняшним реалиям формулу расчета себестоимости производства сырого молока, которая бы объективно показывала рентабельность производства молока во всех регионах страны. Задача только на первый взгляд простая, на самом деле - одна из принципиальных. Я часто сталкиваюсь с тем, что, производители сырого молока могут сообщать о совершенно разной себестоимости, только из-за отсутствия унифицированного механизма расчета. Таким образом, имея данные о реальной себестоимости и необходимом уровне рентабельности производства сырого молока в разных регионах, можно определить необходимый уровень государственной поддержки.
Только разрешив в кратчайшие сроки эти три проблемы, мы сохраним существующую молочную отрасль страны и сможем надеяться на ее динамическое развитие в будущем».
Как видно, перспективы молочной отрасли эксперты связывают как с ее поддержкой в ручном режиме, так и с выстраивания системы долгосрочного регулирования. В рамках, например, разрабатываемой сейчас государственной программы развития АПК до 2020 года.
Думается, совершенно обоснована и острая постановки проблем отрасли. Да, за годы реализации приоритетного аграрного национального проекта и госпрограммы развития сельского хозяйства до 2012 года в молочном производстве появились крупные современные молочные фермы и комплексы. Однако в целом динамика перемен в отрасли далека от былых обещаний.
Поставленная задача по стабилизации поголовья крупного рогатого скота явно не выполняется. Общая численность стада и его коровьей составляющей продолжает из года в год падать.
Вот и нынче к началу мая, по данным Росстата, КРС в хозяйствах всех категорий насчитывалось лишь 20,9 млн голов - на 3,5% меньше, чем год назад. Коров осталось 8,9 млн – меньше на 1,8%. В сельхозорганизациях число буренок сократилось на 37 тыс. голов – это больше, чем маточное стадо в Тульской области. Продолжается падение производства молока в апреле и начале мая. Обещанное же поощрение тех, кто сохранил коров после трудностей минувшей засухи, все еще на стадии оформления документов.
Вряд ли можно ожидать серьезного эффекта от таких стимулов.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»