Потери продовольствия в мире достигли небывалой величины –
около 1,3
Проблема, как видим, серьезная. Не случайно она обсуждалась на ярмарке упаковочной и сортировочной индустрии в Дюссельдорфе.
В связи с этим событием ФАО заказала специальное исследование по данной проблеме шведскому Институту продовольствия и биотехнологии (SIK).
Вот что выяснилось в ходе исследования.
Промышленно развитые и развивающиеся страны в целом бесцельно используют, или транжирят, примерно одинаковое количество продовольствие – 670 и 630 млн тонн в год соответственно. При этом в богатых странах ежегодно выбрасывается примерно столько же продовольствия (222 млн тонн), сколько его производится в странах к югу от Сахары (230 млн тонн).
Больше всего пропадает фруктов, овощей плюс корнеплодов и клубней. Количество потерянного или выброшенного продовольствия в год равно примерно половине мирового урожая зерновых (в 2009/2010 гг. 2,3 млрд тонн).
В исследовании проводится четкая грань между понятиями потери и отходы. Потери продовольствия – это то, что происходит на стадии выращивания или получения продукта, его последующей транспортировки и переработки. Наиболее серьезно данная проблема стоит в развивающихся странах из-за слабой инфраструктуры, недостаточного уровня технологии и незначительных инвестиций в систему производства продуктов питания.
Продовольствие, идущее на выброс, – это больше проблема
развитых, богатых стран. Наиболее часто она вызвана действиями оптовиков и
потребителей, выбрасывающих в отходы абсолютно съедобную пищу. В Европе и
Северной Америке потребителями выбрасывается в год на человека примерно 95 –
В богатых странах на душу населения для потребления получают
примерно
Потери во время сбора урожая и сразу же после этого ведут к снижению доходов мелких фермеров, поэтому их снижение может дать ощутимый и немедленный эффект, указывается в докладе.
Нельзя не отметить, что потери продовольствия означают напрасную трату ресурсов – воды, земли, энергии, труда, финансовых капиталов. Происходит фактически «бесцельный» выброс парниковых газов, меняется климат и тд.
Что предлагается взамен?
В развивающихся странах все сводится, в конечном счете, к проблеме слабой технической вооруженности, неумению осуществлять современную транспортировку урожая. Это и вопрос логистики, слабой инфраструктуры, плохой переработки, упаковки, отсутствия рыночной информации, что позволяло бы лучше удовлетворять спрос.
Поэтому здесь совет прост – надо помогать мелким фермерам связываться с покупателями напрямую. И, естественно, по всем каналам надо увеличивать инвестиции в инфраструктуру, транспорт, переработку и упаковку продукции.
В странах же среднего развития, а также в богатых странах основная проблема – это излишний упор на внешний вид продовольствия.
У оптовиков большие потери продовольствия происходят из-за высоких стандартов качества и излишнего внимания к проблеме внешнего вида продуктов питания. Опросы показывают, констатируется в шведском докладе, что потребители готовы покупать продукты, не отвечающие стандартам, касающимся внешнего вида, если только это продовольствие безопасно и отличается вкусовыми качествами. Потребители, таким образом, имеют возможность влиять на стандарты качества, и им следует делать это, предлагают ученые.
Еще одно реальное предложение в этом ряду – продавать сельскохозяйственную продукцию где-нибудь поближе к потребителям, чтобы обойти жесткие стандарты супермаркетов, касающиеся стандартов качества.
Должное применение должно быть найдено для продовольствия, которое в ином случае пойдет на выброс. Коммерческие и благотворительные организации должны работать с оптовиками, чтобы «собирать, а затем продавать или использовать продовольствие, от которого уже избавились, но которое все еще безопасно, вкусно и питательно».
Следует также менять вкусы и подход потребителей.
В богатых странах потребителей в целом призывают покупать больше продовольствия, чем им необходимо. Один из примеров – лозунги типа «купи три предмета – заплати за два». Можно вспомнить и об огромных коробках, в которых продается готовое к употреблению продовольствие. Бывает, что рестораны устраивают мероприятия по заранее установленной цене, и это вынуждает некоторых потребителей, как говорится, наполнять едой тарелки до краев.
Говоря в целом, констатируют шведские исследователи, потребители не могут правильно планировать покупки продовольствия. Это означает, что они часто выбрасывают продовольствие, когда истекает срок действия, указанный на этикетке («использовать до…»)
В этом вопросе предлагается развернуть образовательную кампанию в школах, а также на политическом уровне. Это может явиться неплохой стартовой площадкой. В богатых странах надо учить потребителей не выбрасывать напрасно продовольствие и убеждать их, что это неприемлемо.
Они должны понять, что в условиях нехватки продовольствия и природных ресурсов более эффективно снижать потери продовольствия, чем наращивать его производство для того, чтобы прокормить увеличивающееся население мира.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»